Увійти · Зареєструватися
 
 
 
Потік Товари Статті Інформація

Олександр Іванов

Александр Васильевич Иванов родился 23 августа 1953 года.

  • В 1976 закончил Днепропетровский государственный университет
  • В 1990 г. закончил Львовский Полиграфический институт имени Ивана Федорова, факультет книжной графики.
  • 1997 г. Персональная выставка в галерее «Дивосвит» (Днепропетровск)
  • 1998 г. Персональная выставка в галерее «Excelent Art» (Киев)

Работы находятся в частных коллекциях Украины, Польши, Франции.

Видения мечты Александра Иванова

Рисует иной художник, к примеру, красных коней или осенние пейзажи… Говорят, что он нашёл себя — и кони хороши и деревья не хуже чем у Шишкина.

Диапазон возможностей Александра Иванова простирается от реалистического портрета до сюрреалистических грёз. Для него это возможность на разных языках выразить своё "я". В его живописных формах соблюдены основные принципы традиционной изобразительной грамоты: цвет, свет, тень, блик, рефлекс — всё находится на своём месте, гармонизировано в пространстве живописной плоскости. Женщины… Александр часто изображает их. Но, в какой бы сюжет они ни были помещены художником, в изображении всегда чувствуется тоска по той Единственной, что является лишь в грёзах поэтического воображения.

Творчество — это попытка достичь гармонии, упорядочить хаос мыслей, желаний и чувств. На мой взгляд, сюжеты большинства работ Александра Иванова родились из мечты. Мечты о той, единственной женщине, гармонии, идеале. А замки и острова, часто возникающие на его полотнах, быть может, художественная метафора одиночества самого Александра?

Вопрос постороннего созерцателя не предполагает ответа, тем более единственного и верного. Скорее провоцирует интерес к изображенному. У меня много вопросов к художнику Александру Иванову и его видениям мечты.

Евгений Иванцов

ПРЕОДОЛЕНИЕ ОДИНОЧЕСТВА

Живопись (как и любое настоящее искусство) невероятно чувствительна к сути времени, его тайнам, страхам, надеждам... Ритм эпохи, его энергетика, всегда неосознанно отражаются в музыке, литературном высказывании, причудливо и потаённо оставляют «следы» на холсте художника. Время безмолвно адресует мастеру запрос.

Конец века прошлого - начало нынешнего констатировали «усталость» постмодернизма, в котором было допустимо ВСЕ, а любой Текст становился Миром, в котором поселялись симулякры, наделённые инфернальными чертами. Призраки «смертей» -- автора, субъекта и объекта творческого диалога, истины,-- казалось, надолго поселились на страницах романов, на телеэкране, на холстах художников. Интертекстуальность подчёркивала исчерпанность поисков нового языка, нового диалога с самим собой и с вечностью всё было, было, было. Очевидным стало экзистенциальное одиночество человека, потерявшегося во времени...

Александр Иванов очень современный и своевременный художник. Его живопись мне интересна давно. Сам того не замечая, он, как мне кажется, прошёл сложный путь влияний постмодерна на его почерк. Я видел, как менялись колор, цвет, темы его работ. Были периоды цитирования и подражания (а кто избегает этого?), мучительных поисков своего языка, кризисы и взлёты... Однако важно, что Александр Иванов мастер, находящийся в постоянном движении.

Постмодернистское одиночество, рациональность штриха, выверенная архитектоника изображения пока ещё достаточно активно «читаются» на его полотнах. Переполненность сюжетами, образами, идеями, настроениями сегодня становится той объдиняющей дорогой, по которой он идёт из века прошлого в век новый.

Театральная иносказательность жизненного опыта достаточно успешно перекодируется Александром Ивановым на язык живописи, преодолевающей постмодернистскую безавторность и безадресность. Важнейшая черта настоящего искусства недосказанность всё отчётливее проявляет себя в его работах. Отстранённость и остранённость живописного языка предлагает всё же зрителю возможность их декодирования и соотнесения с собственным опытом и угадываемой действительностью. И здесь не так важно, что изображается на картине человек, машина, пейзаж, город...

Структура живописного пространства организовывается художником так, что заставляет прочувствовать возможный путь, проделанный вымышленным персонажем или предметом. Световые эффекты, феерические блики только подчёркивают диалектику образа. Странная и меланхоличная наездница (работа «Волшебный путь») то ли покидает «город золотой», то ли отправляется на поиски другой «сказки», иных городов. Для меня эта работа стала метафорой творческих поисков Александра Иванова в последние годы.

Преодоление энергетического поля постмодернизма сегодня выражается у него в присутствии оригинального стиля, который не только узнаваем, но сквозь него «просвечивает» опыт подсознательного поиска Идеала. Постмодернизм лишён оригинального стиля, ему чужд любой идеал.

Александру Иванову удаётся в работах удержаться на той весьма зыбкой грани, которая отделяет явную цитату от оригинального изображения, «красивость», чаще всего пошлую (см. поделки, выставленные на продажу в центре любого большого города), от действительно эстетически организованного пространства холста.

Эти важные постулаты присутствуют во всех работах Александра Иванова последнего времени. Не столь важно, к чему приковано внимание зрителя к Островам, не слышному диалогу карликов (работа «Беседа») или к городу, которого нет на карте... Кроме гармонизированного пространства, всегда «читается» тайна, судьба, если угодно, персонажа или предмета.

Александр Иванов часто рисует «свой» Авалон, сказочно-фантастические конструкции которого зритель всегда видит с высоты птичьего полета. Остается гадать, кто ( одинокий? забытый? покинутый? ) может населять эти «замки», стоящие посреди бесконечного океана. Может быть, в них живет сам художник? Тогда он констатирует свое одиночество. Конечно, это лишь догадка, не однажды посещающая внимательного созерцателя картин художника, который неосознанно говорит о себе, даже если изображает нечто инфернальное и отвлеченное.

Работы Александра Иванова метафористичны, хотя названия картин иногда рождают противоположные смыслы и аллюзии. «Машины общения», скорее, превращаются в некие сущности непонимания (необщения), даже отторжения и неприятия по тендерному признаку. Маски страстей и покоя обращены к самим себе; бессмысленные механизмы, взгромоздившиеся на тесных и неуютных «домиках», только закрепляют ощущение одиночества, механистичности возможности диалога, но его полного отсутствия. Кто-то сказал, что на Земле есть только две нации мужчины и женщины. Эта работа о них, о вечной проблеме непонимания и одевания масок. Надпись на таинственном и несуществующем языке только закрепляет эмоцию пустоты и невозможности объяснения и взаимопонимания между ними.

Мотив одиночества, проступающий в художественных концептах автора на многих работах, всегда, однако, сопряжен и с мотивом надежды. Пусть «Город золотой» или «Город грез» не заселены ликующими беспричинно жителями. Главное, что всегда остается надежда, что в этих «городах», на затерянных островах Александра Иванова поселятся люди, лучшие люди, к каковым, без сомнения, относится и сам мастер, и ты, вдумчивый зритель, чьей фантазии хватит, чтобы в «городе золотом» и жизнь сделать радостной и счастливой.

Евгений Иванцов, искусствовед, Киев

 
 
 
 
 

Гостиница Днепропетровск |  Светильники Днепропетровск |  Рекламное агентство |  Сауны Днепропетровска