Увійти · Зареєструватися

Афіша (Дніпро)

Товари

Любите процесс творчества (Інтерв’ю з фотохудожником Євгеном Комаровим)

«…И чем природа совершенней в сущем,

тем слаще нега в нем, и боль больней!…»

Евгений Комаров — заслуженный художник международной федерации фотоискусства (EFIAP), заслуженный работник культуры Украины, член международной организации фотохудожников «Созвездие», почетный член Лондонского фотосалона и фотофедерации Пакистана, почетный член фотоклубов «Россарио» и «Буэнос-Айрес» (Аргентина), г. Сибу (Румыния), «Корабел»( г. Николаев), член творческого союза «Фотоискусство» (Россия), член Ссоюза фотохудожников Украины, лауреат восьми золотых медалей Американского фотообщества (PSA) и семи золотых медалей Международной федерации фотоискусства (EFIAP).

Родился в 1933 году в г. Гомеле, (Белоруссия). 26 лет служил военным летчиком. Награжден орденом «За службу Родине» и 12 медалями СССР. Живет в г. Ялта. Евгений Комаров 25 лет является руководителем народного фотоклуба «Ялта». Он участник 180 национальных фотовыставок, на которых награждался 120 раз. С 1985 года участвовал в 640 международных выставках, на которых получил около 300 наград. Среди них семь гран-при и 45 золотых медалей и кубков. Персональные выставки проходили в Украине, России, Испании, Македонии, Словении, Германии. Работы Евгения Комарова приобрели музеи фотоискусства Италии, Испании, Индии, Пакистана. Основные направления творчества — пейзаж и жизнь людей. В 2006 году в городе Ялта фотохудожнику Евгению Комарову был присвоен титул «Человек года».

Євген Комаров На востоке говорят: «Дерево, приносящее много плодов, склоняется низко». Чем талантливее человек, тем он решительнее в своей готовности подарить людям плоды своего труда. Все мы — дети природы, поэтому всегда будем искать красоту и гармонию в окружающем нас мире. Но есть люди, которые спешат поделиться с другими своими впечатлениями и ощущениями, создавая произведения искусства. Люди эти особенные, «не от мира сего». Евгения Комарова можно назвать «очарованным странником», потому что, будучи влюбленным в природу и людей, он с фотоаппаратом в руках исходил пешком весь Крым и Карпаты. Его фотографии увлекают вслед за собой в путешествие по свету, они необыкновенно поэтичны и передают особое ощущение мира, ощущение радости жизни. Природа на этих снимках одухотворена, величественна и прекрасна. Чаще всего это пейзаж, где сюжетом является состояние природы: игра света на листве, движение воздуха, мягкость туманов, мерцание и блики на стволах деревьев, теплый свет, льющийся с неба — чистый и ясный мир. Известно, что фотографы — люди ненасытные. Им всегда недостаточно того, что уже сделано, снова и снова возникает желание создать еще что-то новое.

— Евгений Иванович, у каждого человека своя формула успеха, какова она у вас?

— Я счастливый человек, потому что у меня хобби совпадает с работой! Радость общения с природой, радость творчества — это самое важное для меня. Нет у меня никакой формулы, для меня самое главное — это сам процесс творчества, когда ты возбужден съемкой, творческий азарт! А успех — он приходит потом. Самое главное — это когда тебя переполняют эмоции и желание сделать хороший снимок. Если же что-то не получилось, то мне некогда расстраиваться, потому что снова нужно отправляться в очередную «вылазку». Знаете, я никогда не гонялся за модой. Мне нравится делать то, что я делаю, независимо от того, какие течения в искусстве сегодня являются более модными. Приходилось часто слышать упреки в свой адрес, что я старомоден, но меня это не волновало. Я занимаюсь фотографией не для того, чтобы утвердиться в мире, а для того, чтобы быть счастливым.

— Вы так много фотографируете природу, какая стихия Вам ближе всего?

— Люблю туман. В Ялте в горах это не туман, а облака, которые доходят до земли. Здесь и рождаются облака. Лучше, чем Создатель, еще никто не придумал сюжетов. Мир до того интересен, до того разнообразен, что только успевай впитывать все происходящее. Из времен года я больше всего люблю осень. Даже когда была только черно-белая печать, мне интересно было делать осенние пейзажи, а с появлением цвета сам Бог велел фотографировать эту красоту. Еще люблю снимать людей в Карпатах, потому, что они там какие-то особенные: добрые необыкновенно, сразу идут на контакт, общаются с большим удовольствием. Вот эта доброта и человечность меня и привлекает. Там изумительный народ, непосредственный. Очень люблю ходить в горы. Правда, сейчас, когда мне уже 74 года, я стал немного уставать после 5 — 6 часов непрерывной прогулки. А раньше мог бродить сутками. На пленэре я сам становлюсь частью природы. Иногда, чтобы найти сюжет для съемки, нужно потратить много времени. Порой этот процесс занимает год: ходишь, присматриваешься к тому месту, которое выбрал. Здесь важно все: освещение, туман. А порой одно мгновение диктует сюжет, и первый кадр, который делаешь, бывает самым лучшим. Здесь либо опыт сказывается, либо уже выработан такой взгляд, что тотчас находишь лучший ракурс. Я истоптал заповедник «от» и «до». Поэтому, выбирая место для съемки, я ищу скорее не что снимать, а где это сделать? Но у меня всегда есть надежда на то, что я встречу что-то новое, до сих пор неизвестное и сделаю хороший снимок.

— Любой человек, который проходит той же дорогой, снимка такого не сделает. Почему?

— Он снимет, результат только будет другим. Хотя бывают и случайные вещи. Здесь нужно иметь опыт. Это чувство уже внутри…

— Море Вам тоже больше нравится неспокойное?

— Я вообще люблю все экстремальное, особенно если применить соответствующую оптику — просто прелесть! Хотя некоторые люди предпочитают в своих квартирах видеть снимки успокаивающие, без изображения бурной стихии. А я считаю, что надо, чтобы изображение сердце радовало, а не успокаивало!

— Вы 25 лет являетесь руководителем фотоклуба «Ялта», расскажите немного о нем.

Євген Комаров — Клуб был создан в 1964 году и не на пустом месте. Тогда по разным причинам в Ялте оказалось очень много талантливейших фотографов. Сначала это был фото-кино-клуб «Ялта». Помещения тогда не было, участники собирались в самых неожиданных местах, но было интересно вместе, объединяло общее дело. Сделали первую выставку, о которой написал журнал «Советское фото» — с самого начала клуб серьезно заявил о себе. Лично я попал в клуб в 1980 году, как только ему присвоили звание «народный». Фотоклуб «Ялта» мощно набирал силы, привлекая новых и талантливых участников. В начале 80-х годов мы достигли пика, и считались самым сильным фотоклубом Украины. Сегодня новичков не много, но мы не теряем надежды. Уровень фотографов самый разный, но самое важное, что мы сумели объединить тех, кто интересуется фотографией. Особенно сильными можно назвать человек десять, которые постоянно участвуют в различных фотопроектах национального и международного уровня.

— Нужно ли признанным мэтрам продолжать участвовать в международных конкурсах?

— Конечно, ведь говорят, что нет пророка в своем отечестве. Как ни банально это звучит, но часто общественность не очень внимательно относится к творчеству людей, которые рядом. А художнику всегда важно, чтобы его ценили, хвалили — это стимул! Участие в фотоконкурсах очень позитивно, ведь конкурс — это шанс и часто проверка собственных сил. Человек всегда хочет найти подтверждение тому, что он талантлив. Для мэтра или начинающего фотографа очень важно проверить, впечатляют ли его работы специалистов и публику. Не награды ради, а вопреки ей. Своего мнения не всегда достаточно для уверенности, которая необходима, чтобы продолжить творческую работу. Впрочем, знаете, как я отношусь к критике? Я выслушиваю, соглашаюсь, если критики правы, но если нет, то поступаю по-своему. Как сказал Карел Чапек: «Критика — это совет, как сделал бы я, если бы умел!». В порицании бывает как рациональное зерно, так и пустое желание показать свою осведомленность, используя костное мнение.

— Можно ли делить тех, кто занимается фотографией на профессионалов и любителей?

По-моему, нет: просто есть фотохудожники, а есть фотографы. Кто-то снимает на набережной отдыхающих с обезьянкой или детей в школе и зарабатывает этим деньги. Это его профессия. У фотохудожников как правило фотография — не основной заработок, а творческая самореализация. Но творчество — очень широкое понятие, это не только то, что ты делаешь для души. Например, изобретает инженер машину — это творчество. Художник пишет картину — это тоже творчество. Оно имеет разные аспекты. И если человек выполняет заказ, он может к нему подойти как ремесленник, а может как созидатель. Фотография — это самый демократический вид искусства. Почему? Потому что человек, который упорно изучает ее азы, все равно может чего-то добиться, рано или поздно он получит одну или две хорошие фотографии. На большее его может не хватить. Без дарования все же не обойтись.

— О талантливых людях обычно говорят, что он не может сделать хуже, чем он умеет…

— Я тоже так считаю, потому что профессионализм — это стабильность результата. То есть человек уже не может плохо сделать, потому что его душа не примет плохую работу…

 — Считается, что бесталанных людей не бывает, но истоки творчества у каждого проявляются по-своему… Как было у Вас?

— Я родился в простой рабочей семье: отец у меня был начальником производства большого комбината, мама была портнихой. Изобразительным искусством никто из них не интересовался, но я, сколько себя помню, все время рисовал. Еще, пусть вам это ни покажется странным, я с детства любил оперу, знал много арий и напевал их. Когда учился в военном училище, тратил стипендию на покупку пластинок. Музыка для меня была большим эстетическим наслаждением. Я собрал множество дисков с оперной музыкой, симфониями. Очень люблю Моцарта, Вивальди, Чайковского, этюды Рахманинова, Пятую симфонию Шостаковича. Еще я в свое время перечитал массу литературы обо всем, что касалось греческой или римской культуры, изучал средневековье и эпоху Возрождения. Я всегда чувствовал, что я не такой, как многие в моем армейском окружении: по-иному смотрю на мир, тоньше чувствую нюансы жизни и отношений. Меня совсем не интересовала военная карьера, а интересовало творчество, хотелось узнавать больше нового из области искусства. Я часто задавал себе вопрос: зачем мне это нужно, ведь люди вокруг живут без творческих исканий и совершенно счастливы? Но однажды в «Божественной комедии» Данте я наткнулся на такие строки: «И чем природа совершенней в сущем, тем слаще нега в нем, и боль больней!». И это стало для меня настоящим открытием и ответом на мой вопрос. Я понял, что иду по правильному пути.

— Сегодня много говорят об энергетике художественных произведений. Что Вы думаете по этому поводу?

— Это сейчас каждый толкует по-своему. Как-то к нам на фотовернисаж пришла одна женщина и стала руками водить перед фотографиями. Я спросил, для чего она это делает. Она ответила, что «измеряет энергетику снимка». Я долго об этом думал, и пришел вот к какому выводу: энергетика в творчестве — это понятие не физическое, а нравственно-эстетическое! Если человек не развит эстетически и нравственно, то никакая самая сильная, самая гениальная работа на него не подействует. Это ведь не ультрафиолетовые лучи, которые всем без исключения дают загар. Картина, фотография, литература или музыка не может «подействовать энергетически» на человека не подготовленного, не способного ее принять! Энергетика предполагает обоюдное эстетическое развитие, как автора, так и зрителя! Тогда автор при помощи изобразительных средств фотографии и своего интеллекта предает подготовленному зрителю свое состояние в период поиска и работы.

— Что бы вы пожелали людям, которые только начинают фотографировать?

— Нужно интересоваться и живописью, и фотографией, и музыкой, и поэзией — нужно воспитывать душу, тогда все непременно выйдет! Любить свое дело, никогда не отчаиваться, если что-то не получилось. Если в душе у человека есть любовь к искусству, то он обязательно прорвется! А если для него фотография только соревнование, желание сделать так же, как кто-то другой, то часто это заканчивается ничем. Нужно, чтобы помимо желания чего-то добиться, было желание чему-то научиться. Профессионалом становится тот, кто любит сам процесс творчества. Еще очень важно выбрать собственное направление, которое близко вам лично. Сделал работу, обрадовался, а потом понял, что это средненько, но расстраиваться некогда, потому что вы уже делаете следующую работу. Самое главное — это процесс творчества. Человек должен быть эмоционально и духовно готов — тогда и получится все!

Беседовала Анна Регульская, «Фотокурьер»

 
 

Додав Art-Vertep 30 березня 2007

 
Коментувати
 
 
 

Гостиница Днепропетровск |  Светильники Днепропетровск |  Рекламное агентство |  Сауны Днепропетровска