Увійти · Зареєструватися
Потік Афіші MP3 Товари Інформація

Автори / Вадим Йович / Вадим Йович «Я не знімаю фільмів про себе»

Минуло майже два роки від нашого останнього інтерв’ю з Вадимом Йовичем, коли його стрічка «Кам’яний Острів» лише готувалася до прем’єри. З того часу ми продовжували бачитись, пити стали менше, відповідно працювати — більше. Місце зустрічі також змінилося. Нині це бар у середньовічному стилі, де Вадим зняв одну зі сцен свого нового фільму, прем’єру якого очікуємо невдовзі. Йович взяв участь у кінофестивалі «Молодість». «Кам’яний Острів» показали в Києво-Могилянці в рамках програми «Нове українське кіно». Диски з фільмом Вадима в руках всесвітньо відомих кінорежисерів помандрували Європою та за океан, ну і нарешті, головним фанатом фільму, якщо вірити кореспонденту УРА-Інформ, став Президент України з родиною.

Vadim Jovich на фестивалі Молодість — «Кам’яний Острів» нарешті з’явився у продажу. Я побачив диски у крамницях лише за рік після прем’єри. Чи є прямий зв’язок між появою фільму на полицях магазинів та твоєю участю у фестивалі «Молодість»? Може, ти просто не хотів його розповсюджувати до початку фестивальних показів?

— В киноиндустрии существует практика, когда фестивальные фильмы продаются только по окончании фестивального сезона в стране производителя. «Каменный Остров» был показан на двух фестивалях с промежутком в один год, что является исключением из правил. Участие в «Молодости» было последним из возможных. Теперь имеем право на продажу.

— Тобто, до шоу-бізнесу ти себе дораховуєш? Ти ніби робиш комерційний продукт?

— Просто соблюдаем условия рынка.

— Яка реакція фестивалю, журі? Фільм був поза конкурсом… Тим не менш, відгуки глядачів?

— Реакция жюри была ещё на отборочном этапе, когда никто не гарантировал наше участие в фестивале такого класса. Для меня важнее отношение зрителя. Грустно видеть полные залы конкурсной программы, где зрители невпопад смеются, говорят по телефонам, выходят на титрах. На моем показе было десять человек, которые досидев до конца титров и выдержав все технические неполадки во время сеанса, вышли из зала и плакали,. Я не решился подойти и спросить: какая у тебя, дорогой зритель, реакция? Их глаза мне все сказали…

— Отже, з’явився якісний фільм з окремим саундтреком. Чи не виникало в тебе бажання випустити не подвійний диск, а два окремих компакти? Можливо це різна публіка, публіка, що дивиться, й публіка, що слухає? Є цілий прошарок людей, які слухають саундтреки.

— Да, я согласен, есть люди, которые смотрят фильмы и есть те, кто их слушает. На втором диске красивая авторская музыка Саши Вородеева. Весь трек срежиссирован как маленький фільм: шумы, диалоги. Можно закрыть глаза, слушать музыку и видеть картинки. Эффект примерно такой же как с музыкой Нила Янга к фильму Джармуша «Мертвец». Это похожие по состоянию работы. После фильма хочется переслушать музыку, а после такой музыки интересно посмотреть фильм. Хотя «два в одном» с коммерческой точки зрения — невыгодный релиз. Но пока я могу себе это позволить. Мы не так богаты, чтобы продавать дешёвые вещи :)

— Чи є якась реакція від державних структур — управління культури чи міністерства культури — на дітище Вадима Йовича?

— Первая реакция была в прошлом году, когда «Каменный остров» пригласили на закрытие фестиваля экранных искусств «Дніпро-сinema 2004». Вторая — нас пригласили на международный кинофестиваль. Получилось, как со Стрембицким… они отправили письмо в Канны, и их пригласили. Мы поступили так же.

— Тобто, це офіційні особи приймають рішення?

— Отборочная комиссия, наверное, считает себя официальной. Но и они тоже люди, несмотря на свои официальные лица :)… Хотя, не все картины принимают участие.

— Як я зрозумів, кінофестиваль «Молодість» — один з небагатьох, які проводить Міністерство культури. Це дійсно так, вони мають безпосередній зв’язок із фестивалем?

— Насколько я знаю, в прошлом МК было одним из основателей фестиваля, а сейчас активного участия не принимает. Наверное, туризм более перспективное направление :)

— В такому випадку, я запитую про реакцію офіційних структур. Хто бачив? В Інтернеті з’явилася інформація про те, що «Кам’яний острів» потрапив до рук Віктора Ющенка?

— Я не знаю попал ли он в руки Ющенко, но его супруге он точно был передан в пресс-центре её фонда «Україна-2000». Почему? Зачем?… Это не пиар ход… Накануне, перед фестивалем президент посетил то место, о котором идёт речь в фильме, и пообещал, что лично будет заниматься его судьбой. Это действительно уникальное сооружение, которым наше государство может гордится. Все цивилизации Евразии, от древнейших людей до первых христиан, проходя по территории сегодняшней Украины, оставляли на камнях Острова свои знаки. Для всех народов и всех верований это место было священным. Фильм о нашей истории, о нашем отношении к прошлому, друг к другу и нашему будущему.. И так как наш президент «піклується» об этом и так же относится к Острову, — я передал диск с фильмом пани Катерине «для її чоловіка».

— Тобто наш Президент дивиться наше кіно, так?

Роман Поланскі та Вадим Йович — Надеюсь да :) Кроме президента, кино было подарено Роману Полански, Ежи Гофману и другим людям, небезразличным к судьбе украинского кино.

— Чи немає планів після першого накладу дисків зробити ре-дизайн, ре-мастеринг, титри англійською мовою?

— Разве что ре-дизайн обложки. Титры, да. Мы столкнулись с тем, что в Киеве было много англоязычной публики, а мои познания в языках ещё советского периода.

— Почався вже переклад фільму?

— Нужен художественный перевод, который будет понятен английскому зрителю. Уже готовы диалоговые листы, которые можно предложить переводчику.

— Кому хочете довірити?

— Пока ищем специалиста, который нас устроит.

— Нове кіно від студії «Jovich Films». Його вже знято, змонтовано, і до нього пишеться музика. Може, відкриємо назву фільму, автора сценарію, акторів і місце зйомок. Коротко, таємничо…

— Фильм называется «Видимость существования». Сценарий я начал писать в декабре 2004 года, а съёмки начались уже в марте 2005 — го. Во-первых, хочется сказать, что в этом проекте появилась команда, с которой я отработал весь фильм. Это люди, которые понимали меня с полуслова, с которыми было необычайно приятно делать кино. С появлением Милы Ло и Александра Брузницкого многое изменилось, и это будет заметно зрителю в сравнении с «Каменным Островом», где я работал только со сценаристом, актерами и композитором.

— Як з’явилася ця команда?

— Спочатку була кава :) Очень часто бывают люди, которые хотят попасть на съемочную площадку, но так как у меня жесткие условия: сухой закон и отсутствие посторонних людей, я всем отказываю. Вот Мила и сказала: ну можно я буду хоть кофе приносить? Это был период написания сценария, и когда я увидел, что Мила понимает сущность идеи фильма и готова взяться за эту работу, мы стали потихоньку сценарий разрабатывать вместе. В итоге она стала соавтором сценария, помощником режиссера и актрисой. Следующим присоединился Александр Брузницкий. У него за плечами факультет режиссуры института им. Карпенко-Карого, и хорошая кинопроизводственная практика, — от простого статиста до помощника режиссера в кинофильме «Братство» (киностудия им. А. Довженко). Он сыграл одну из ролей, две дублировал, ставил свет и гримировал. Когда я снимался в одном из эпизодов фильма, Саша был оператором.

— Ти знімався?

— Да, играл роль пациента психиатрической больницы, который готовится к выписке. Такой ввод зрителя в психиатрию, в самом начале фильма.

— Ну, слава Богу, команда з’явилася. А виконавці? Знову професійні і непрофесійні? Скільки акторів з «Кам’яного острову» переходять в інші фільми Йовича, які вже відзняті?

— Большая часть остаётся. В новый фильм перешла половина. Из «Каменного Острова» перешел Руслан Смирнов, Татьяна Хомаха и Серёжа Хмельницкий.

— Вони актори театру «Віримо!»?

— Да, кроме Хмельницкого. Кстати, Руслан и Татьяна поступили на первый курс Харьковского института актёров театра и кино, так что им приходилось совмещать съёмки с учёбой. Серёжа, сыграл в этом фильме роль пациента страдающего редким психическим расстройством, а Руслан — врача психиатра. Татьяне я предложил маленькую эпизодическую, но очень красивую роль, о которой сейчас не могу говорить. Она появляется в конце фильма, маленьким комплементом в сторону классического кинематографа. Все, не буду больше об этом говорить… Саша Вородеев — композитор «Каменного Острова», выступает как актер в одной из новелл фильма. В этом месте, где мы сейчас сидим, он и снимался, в одной из историй, которых несколько в фильме.

— Здається, нам тільки що відкрили таємницю :)

— Нет, это не тайна, в фильме будет гораздо больше тайн.

— Ні, я маю на увазі таємницю про те, що цей фільм складатиметься з кількох новел.

— Я расскажу об этой «тайне» чуть позже. Договорю об актерах. В этом фильме профессиональных было: раз, два, три, четыре… и обчелся. Руслан Смирнов, Татьяна Хомаха, Елена Манжелей, Фая Церокова. Кстати, вот вам очередная тайна. Одну из ключевых ролей в фильме сыграл Народный артист Украины, секс-символ украинского кинематографа 60-х годов — Лесь Сердюк.  Но это отдельная история, которая до сих пор не заканчивается…

— Чому виникла ідея запросити таких акторів?

— В фильме нет ни лишних, ни посторонних людей, В силу того, что в Днепропетровске нет ни базы данных, ни актерского клуба, ни каких-то подобных информационных вещей, я разрабатывал персонажей, на основе близких мне людей, чтобы потом предложить им эту роль. Когда сообщал: «Дорогой мой, я хочу снять тебя в новом фильме», — то встречал разные реакции: от да, до категорических нет. Вроде: «Я не такой, у меня этого нет». А в процессе работы над ролью человек соглашался, потому что в каждом из нас есть всякие неизвестные вещи. А мы их где-то прячем или не хотим замечать… Вообще кастинг типажей более интересен чем кастинг профессиональных актёров.

— Не було таких, що відмовилися?

— Была одна роль… После того как человек дал на неё согласие, он получил серъёзные ожоги и попал в больницу. Второй человек, которому она была предложена, перед съёмками был срочно вызван в Киев, и там с ним произошло что-то странное, мы до сих пор ничего о нём не знаем… А в тот день он звонил, клялся приехать. Пришлось переписывать эпизод за два часа до съёмки. Теперь я думаю, что персонаж, которого должны были сыграть эти люди, не стоил того.

— Скільки людей задіяно в п’єсах, із яких складається новий фільм?

— Это не пьесы, нет. Есть центральная сюжетная линия и пять подсюжетов, которые можно назвать новеллами. Они от начала до конца законченные произведения, но в полном метре эти пять историй приобретают иной, «полный» смысл. В самом начале была идея делать 5 короткометражных фильмов и один полнометражный, но потом я от этого отказался. Зачем гнаться за количеством?

— Скільки акторів і скільки знімальних днів?

— 12 съемочных дней, 25 актеров. С 12-го марта по 4-е сентября. Снимали в разных местах Днепропетровска: больница, кафе, спорткомплекс, набережная, железнодорожный вокзал. В поезде «Киев — Днепропетровск».

— Давай детальніше про зйомки на залізниці…

— Нам очень помогли работники Приднепровской железной дороги. Мы просто обратились в пресс-центр управления, и нам пошли на встречу. В Днепропетровске любят кино. Все были рады помогать, и мы в этом убеждались на каждом шагу. Ну, а главное спасибо им за то, что не мешали :) Да, вопрос о съёмках на железной дороге. Это был один из самых трудных технически, но очень романтический съёмочных дней. Вернее ночь, так как. история происходит в ночном поезде. Мы начали снимать в полночь в Киеве, а закончили измотанные и счастливые в десять утра в Днепре.

— І головне запитання: про що кіно?

Вадим Йович та Кам’яний острів — Фильм о нашем сегодняшнем дне. О людях, которые живут рядом с нами и о тех, кто живёт внутри нас. Это история врача и пациента, история их взаимоотношений, через призму которых мы попытались рассмотреть нашу жизнь. От детства до старости. В фильме стоят социальные вопросы, подняты проблемы насилия в семье, отношение к детям, к больным СПИДом, богатых и нищих. Если в «Каменном Острове» была «мессианская» проблема выбора между любимым человеком и жизнью «всех», довольно абстрактных для «всех» нас людей, то в этом фильме проблема отношений к самим себе и к нашим попутчикам по жизни, к тем, с кем нас сталкивает судьба. Это то, что меня волнует сейчас. И, думаю, волнует большинство зрителей.

— Ти працюєш лікарем?

— Я больше десяти лет работаю врачом-психиатром в областной психиатрической больнице, бывшей крупнейшей больнице восточной Европы.

— Чому колишній, у нас стали менше хворіти?

— Меньше не стали. Начали более экономно подходить к бюджету и сократили количество коек. Так, по крайней мере, нам объяснили.

— Фільм автобіографічний?

— Я не снимаю фильмов о себе. Но в каждом герое, в каждой истории есть часть меня, мой опыт. В фильме нет ничего документального, это художественное произведение. Этот фильм о нас.

— Фільм знято, коли будемо дивитись?

— Монтаж закончен, идет постпродакшн. В Киеве пишется музыка. В этом проекте мы работаем с другим композитором. Саша Вородеев, который писал музыку к «Каменному Острову», в новом снялся как актёр. К тому же у него появился интернет-лейбл, с которым много забот, но иногда мы выступаем вместе с диджейскими проектами. А над музыкой к новому фильму работает Алла Загайкевич. Она не просто профессионал, она кинокомпозитор, то есть знает, что такое работа с режиссером и кинорядом.

— Скільки ти платиш своїм акторам?

— Я не могу платить актерам и своей творческой группе. К сожалению, это не включено в бюджет. У меня нет источников финансирования. Оплачиваются только: свет, декорации, питание и проживание. А люди бросают свои работы, семьи, увлечения, работают по шесть часов без перерыва, и никто не ноет, не плачет… И самое ценное остаётся без вознаграждения. Я знаю, что это несправедливо.

— Скільки коштує нове кіно, можна порахувати?

— Можно сказать, что каждые 10 минут нового фильма стоили столько, сколько стоил весь «Каменный Остров». На самом деле, мне бы хотелось привлечь меценатов к следующим своим проектам. Так что приходится учиться просить. Но если кто-то будет давать деньги, то я хочу работать только на условиях честного партнерства.

— Хто ти більше, кінорежисер чи лікар-психіатр?

— Когда я прихожу утром в больницу, то режиссирую собственную работу. Я расставляю все точки и управляю всей ситуацией. Мне доверена определенная сфера деятельности, и в ней я режиссер, следующий законам жанра, который называется «государственная служба». Что точно — и в кино и в больнице я стараюсь помочь людям.

Розмовляв Тихо Анґелуци

 
 

Додав Art-Vertep 07 грудня 2005

Про автора

На запитання: Йович — це хто? Ми зазвичай відповідаємо: Це не тільки КІТ нашої Мистецької Аґенції. І даємо посилання на цю сторінку. Вадим ЙОВИЧ (Vadim JOVICH) Народився 6 квітня 1969 року, в Меліто

 
Коментувати
 
 
 

Гостиница Днепропетровск |  Светильники Днепропетровск |  Рекламное агентство |  Сауны Днепропетровска