Дніпро / Відкриття виставки "Дизельпанк: тоска по НТР"
27 КВІТНЯ 19.00
Музей "Літературне Придніпров'я" (пр. К.Маркса, 64)
Дизельпанк: взгляд в будущее через прошлое
Дизельпанк – это множественное понятие. Это и направление в современном искусстве, новое и пока еще маргинальное, и определение человека, увлекающегося этим направлением. Причем последний далеко не всегда сам творит произведения дизельпанка.
Наша выставка расскажет посетителям и о том, что такое дизельпанк, и о том, откуда художник, работающий в этом направлении, черпает идеи.
Дизельпанк – это эпоха только что свершившейся НТР. Эпоха, когда наука и техника четко и ясно представляют свой дальнейший путь, видят конкретные цели и знают, какими способами будут к ним идти. Наука этой эпохи верит, что уже знает все. Техника верит, что может все.
Дизельпанк в современном искусстве – это своего рода тоска по времени, когда будущее представлялось четким, ясным, вполне определенным.
Эпоха, в которой черпают вдохновение творцы современного дизельпанка – это промежуток времени в рамках 20-х – 60-х годов, причем он четко распадается на три периода: 20-е – 30-е годы, Вторая Мировая война, 50-е – 60-е годы. Каждый из этих периодов имеет свои признаки, свои особенности.
В ту эпоху были созданы замечательные произведения культуры – литературные, кинематографические, художественные и технические. Все это существует в неразрывной связи, особенно теперь, когда уже стало совершенно очевидным: нет отдельных искусств, есть мультикультура, где все взаимосвязано.
Современная тенденция культуры – синтез разных видов искусства. Не прямой, но очевидный, когда художественное произведение имеет определенную связь с кинофильмом, книгой или реальным предметом, сооружением. Источники вдохновения – это литература прошлого и фотографии тех времен, а еще – сохранившиеся свидетельства той эпохи, такие, как Эмпайр Стейт Билдинг в США, первые станции московского метро, и даже наш днепропетровский Мерефо-Херсонский мост.
Однако многие художники дизельпанка, и в том числе автор представленных на выставке работ Алексей Липатов, называют своими первыми вдохновителями прежде всего писателей той эпохи. Для Алексея такими «учителями» стали прочитанные еще в детстве и юности книги Владимира Владко «Седой капитан», Алексея Толстого — знаменитые «Гиперболоид инженера Гарина» и «Аэлита», даже такая, казалось бы, совершенно детская (но лишь на первый взгляд) книга, как «Три толстяка» Юрия Олеши. Позже в этот список вошли и «Летающий пролетарий» Владимира Маяковского, и замятинское «Мы».
Кроме книг, художник вдохновляется и фильмами, как игровыми, так и рисованными. Среди наиболее значимых по своему влиянию на творчество выделяются знаменитый «Метрополис», «Последний изгнанник» и «Memories», и, как ни странно, диснеевский мультсериал «Чудеса на виражах», давший первый толчок еще юному тогда художнику.
Основными средствами передачи ощущения той эпохи для художника являются зримые ее признаки: техника того периода или фантастическая, но изображенная в эстетике ар деко или конструктивизма, люди с прическами и в костюмах 30-х или 50-х годов, использование общей стилистики произведений искусства того времени, создание плакатов или обложек к вымышленным произведениям, стилизованные под реальные (например, обложки для pulp fiction в духе настоящих обложек 30-х). Характерно сочетание суровой техники и красивых людей, как правило, женщин. Кроме того, возможны произведения, не содержащие технику, но при этом имеющие явные отсылки к событиям той эпохи (например, Гражданской войне в Испании).
В качестве иллюстративного и дополнительного материала в выставке предполагается использование либо книг, либо распечатанных отрывков из них, фотографий различных сооружений и техники, а также фильмы (или распечатанные кадры из них) «Метрополис», "Memories", «Гиперболоид инженера Гарина» и, возможно, если удастся достать, «Аэлита».
Про авторів
Музей «Літературне Придніпров’я»
Додав OksanaY 20 квітня 2011