Увійти · Зареєструватися
 

Учасники

Київ / Моноспектакль «Исповедь хулигана» (на вірші Сергія Єсєніна)

15 ЖОВТНЯ 20:00

Фестиваль-ресторація "Диван", пл.Бессарабська, 2
вхід вільний

15 октября (понедельник) в 20:00 в фестиваль-ресторации состоится моноспектакль «Сергей Есенин. Исповедь хулигана». Два отделения по 60 минут.

Литературный импровизированный суд истории над Сергеем Есениным, цель которого – снять грязь, паутину, а где-то – пошлую сусальную позолоту с творчества, жизни яркого поэта и человека.

Обвинители – прежнее советское государство, враги и так называемые «друзья».


Обвиняемый – Сергей Есенин, свидетельствует своими стихами. Он писал в одной из своих автобиографий: «О моей жизни читайте в моих стихах».


Защитник – Александр Лищенко, также озвучивает обвиняемого поэта, читая наизусть более 70 стихотворений и поэм, комментируя малоизвестные факты его биографии.


Присяжные заседатели – все собравшиеся зрители. Внимательно заслушивают перечень обвинений, следят за ходом процесса, в конце выносят открытым голосованием решения по каждому пункту обвинения, а затем общий вердикт.

Встать, суд идёт!

Сергей Есенин свидетельствует своим творчеством и фактами жизни о возможности проведения этого судебного процесса именно в Киеве. Он написал прекрасную литературную аналитическую работу «Ключи Марии», где показал глубокое знание орнаменталистики, образов в обиходе и литературе славян 10 – 11 века.

Есенин стремился побывать в городе матери городов русских и был здесь, в Киеве, проездом на фронт в мае 1916 года, будучи мобилизованным на первую мировую войну в качестве санитара санитарного поезда. Получив увольнительную, перед посещением всенощной Киево-Печерской лавры, осматривает наш древний город, который был в «белом подвенечном цвету». Так вот откуда Николай Гумилёв взял свою царевну Несмеяну – Анну Ахматову (Горенко), с которой поэт был дружен, вёл творческую полемику, стремился дотянуться до её уровня известности.

Начинаются первые акварельные стихи раннего периода. Звучат прекрасные строки «Село! В душе моей покой. Село в Украйне дорогой…» – неожиданно, это перевод отрывка из поэмы Тараса Шевченко «Княжна». Есенин написал это стихотворение в 19 лет, подпитываясь энергетикой творчества нашего великого поэта.

Далее раскрываются прекрасные картины природы средней полосы России – Рязанского
крестьянского края, родины Сергея Есенина. Сыплет черёмуха снегом, алеет над озером закат, юный поэт в белой свитке и ярком кушаке идёт за околицу, где в свежих стогах ждёт его любимая, с которой они проведут всю ночь до утренней зари. Звучат прекрасные строки из первой любовной лирики и каждый вспоминает своё, неповторимое…

Вот уже и первые тучи проносятся по вначале безоблачному небу юности, горькой травой-полынью ощущаются в прощальном поцелуе на молодых, обветренных губах. Снежные ветры упруго веют навстречу белой тройке коней, уносящей поэта в неизведанное завтра.

Вихрь жизни закрутил его в городском омуте, в первых лучах литературной славы. У него новые друзья, новые увлечения, новые горизонты. Но даже здесь он помнит о своих деревенских корнях- звучит его напористая, хлёсткая «Исповедь хулигана». Перед нами сложившийся поэт-художник, который смотрит на мир широко открытыми глазами.

Его товарищи подбивают на хулиганские выходки и вот ради рекламы, в предверии открытия литературного кафе «Стойло Пегаса», Москву сотрясают громкие публичные скандалы.
Но что-то Сергея гнетёт, не даёт покоя. Это весть о тотальном уничтожении войсками Красной армии новым видом оружия многих десятков тысяч тамбовских крестьян, поднявших восстание. Они вышли с вилами и ружьями защищать своё право на жизнь в своём доме, на своей земле, против наглой, неминуемой голодной смерти.

Поэт потрясён, он в шоке. Неужели та революция, которую он ждал, в которую верил, смогла так по-варварски уничтожить лучший цвет России – стольких его братьев-крестьян в их родном поле-колыбели. Его душа ожесточается в вихре раздумий, он ищет силы ответить на вызов. А пока, опустясь головою, уходит в кабацкий омут, где читает горькие, нарождающиеся стихи проститут- кам и с бандитами хлещет спирт. «Сыпь гармоника…», «Пей со мной, паршивая сука…», «До печёнок меня замучила – иль в морду хошь…» и далее в надрыве: «Дорогая, я плачу, прости… прости…». Сквозь кабацкий шабош проступают сердечные утраты поэта. Захлёбываясь в этом угаре, он кричит под басовую гитарную струну своему последнему другу о той, недавно близкой, предавшей его с другим: «Только знаешь, пошли их на хер… Не умру я, мой друг, никогда!»

Ну вот за окном кабака забрезжил рассвет нового дня и поэт с отрезвевшей головой выходит навстречу невзгодам, в разворачивающийся поэтический бой за право людей жить достойно и правдиво.

Проносятся картины голода, холода, разрушения устоев и быта деревни. Глаз поэта чёток и верен. Он видит грядущий коллапс веры и нравов крестьянской России. Его критикуют, государст-во его боится, его затравливают, не дают нормально печататься, открывают несколько сфабрико- ванных уголовных дел о хулиганстве.

Поэт предчувствует свою гибель в бою, как будто бы в последнем смертельном прыжке загнанного
волка, разрывающего в клочья своих вооружённых до зубов врагов. Слышны раздумья о своей жизни, о своём пути- это строки печатным метрономом отмеривают шаги судьбы поэта в наиболее
трагичной поэме «Чёрный человек».

Заснеженный Ленинград, последние числа декабря 1925 года. Поэт думает, что на время оторвался от своих гонителей, сбежав сюда из Москвы от преследования ВЧК. Он строит планы на свою дальнейшую жизнь… В ночь с 27 на 28 декабря Есенин умер. Самостоятельно ли он ушёл из жизни в номере гостиницы «Англитер» или его убили, инсценировав самоубийство, выясняют до сих пор. Рассматриваются различные версии. В судебном заседании будет дан ответ на один из самых главных вопросов: «Виновен ли поэт в своей гибели?»

Жизнеутверждающим реквиемом заканчивает Сергей Есенин свои свидетельские показания в первом заседании суда истории – это звучат светлые строки из его лучшей орнаментальной поэмы
«Певущий зов»: «Не губить пришли мы в мире, а любить и верить!»

2 отделение

Встать! Суд идёт.

Заседатели-зрители знакомятся с историей любовной канвы жизни поэта. Через многие десятиле- тия, в кратких историях-рассказах, проступают имена, лица его любимых женщин.

Нежные, лирические строки стихов, из серии «Персидские мотивы», прохладным, живительным
нектаром воскрешают уставшую душу путника, заплутавшего неизведанными дорогами таинст-венной страны под названием «Любовь». Прекрасная южная страна, пылки взгляды восточных красавиц, но поэта зовут воспоминания о крае берёз и синего рязанского неба.

И вот родная деревня, приветливо руками-ветками машет знакомый клён. На пороге отцовского
дома с голубыми ставнями, Сергея встречает давнишний друг – старый, добрый пёс. А какие дорогие глаза матери с искринкой-слезой, увидевшей своего долгожданного, непутёвого сына!
Уже далеко за полночь и сын в неторопливой беседе признаётся, что в своих скитаниях лучше неё
никого не видал… Поэт отогрелся душой у родного очага и снова пошёл бродить дорогами счастья
и разочарований.

Жизнь его забрасывает в Европу и далёкую Америку, где он увидел духовную пустыню – поэтому хулиганит, смеётся в лицо отупевшей толпе и страшно скучает по родным просторам. Снова Россия, новые сердечные раны, раздумья о своей взбалмошной жизни. Пора подводить итоги пройденного пути. Гулким громом врываются весенние ритмы оновления пространства, осмысления своего места в поэзии и нелегком пути своего народа. Видим яростный, многолюдный праздник 1 Мая, где поэт вздымает тосты вина за всё пережитое и утоляет своё сердце последним бокалом: «Лишь за себя…»

Проникновенными строчками разворачивается исповедь-признание ранее любимой, а сейчас
такой далёкой в «Письме женщине». Да, раньше он огорчал, мучил её, не зная куда несёт их рок
событий. Сейчас, пройдя через расставание, невзгоды, говорит что стал другим- неистовым, напоённым жизнью, избежав паденья с кручи. Звонкие ветры перемен веют в лицо поэта, уверенно
смотрящего в завтрашний день…

И вновь русская тройка! Подержись жизнь удалая, лейся песня молодецкая! В залихвацком,
степном разгоне пролетают снежной пылью родные просторы. А ещё вчера, также заложив сани,
в снежном поле под гармошку, с молодецким напором уговаривал не одну зазнобу!.. Всё прошло…

Но Сергей Есенин восклицает, заканчивая свою правдивую Исповедь:

«Но и всё же душа не остыла,
Так приятны мне снег и мороз,
Потому что над всем, что было,
Колокольчик хохочет до слёз!..»

Прослущаны более 70 стихов-признаний поэта, дополненных комментариями о малоизвестных
фактах его биографии. Теперь только от решения судебных заседателей-зрителей зависит его
дальнейшая судьба.

Приди, твой голос крайне необходим! Поддержи поэта Сергея Есенина на этом суде истории потомков!

 

Про авторів

Фестиваль-ресторація "Диван"

Додав nady 09 жовтня 2012

Коментувати
 
 
 

Гостиница Днепропетровск |  Светильники Днепропетровск |  Рекламное агентство |  Сауны Днепропетровска