Олексій Ревенко / Новое измерение в музыке

«Давно известно, что музыка работает на подсознание человека, слово – на сознание. Так может, вначале была музыка?»
АЛЕКСЕЙ РЕВЕНКО

ЧТО БЫЛО ВНАЧАЛЕ

Алексей Ревенко – уникальный 33-х летний музыкант, широко известный автор восьми компакт –дисков, в том числе нашумевшего в России диска инструментальных версий песен Юрия Шевчука («ДДТ»). Он - автор инструментальных произведений, написанных в стиле неоклассики; и музыки, близкой по стилистике Эпохе Возрождения, романтичным Львовским табулатурам. Он также пишет песни, о которых говорит следующее: «Мое песенное творчество – жесткое. Там вся правда жизни». Стиль ранних альбомов близок академичному. В тех, что написаны позже, – легко смешиваются жанры романса, рока, джаза и фолька.

Что ж уникального, спросите вы? Музыкант Алексей Ревенко – не изучал гармонию и композицию в консерватории. Он физик по образованию, и его первая специальность – физика Космоса. Увлекся спектроскопией Космоса, написал несколько научных работ. Он мог бы стать ученым, но стал первоклассным исполнителем и композитором. И теперь его ощущение природы Космоса отражают не формулы, а россыпи звуков - в неповторимых формах и парадоксальных движениях, которые невозможно однозначно определить ни одним музыкальным жанром. Цветовые пятна, сияющие звездные туманности, ночное тепло, экзотичные ароматы, прозрачная легкость, и, как в детстве, - радостное чувство парения над землей – вот что всплывает в сознании того, кто, забежав на минутку, - заслушается на целую бесконечность…

Это очень особенный мир глубокого и живого душевного счастья, - без всякого напряжения, без малейших признаков борьбы и драматичных страданий. Удивительная философия счастья - не в боях добытого, а спокойного и естественного для человека, как дыхание. Уникальное мироощущение, - для жестяной прагматичности жизни, что окружает нынче нас. Поэтому и мне, после захватывающих разговоров с Лешей, не хочется писать о нем в традиционной форме интервью – не хочу разрушать целостность счастливого пространства, в котором окажется тот, кто окунется в его музыку и его мир. Если вы готовы к путешествию в новую галактику – Welcome ! Полетели! Командир экипажа – Алексей Ревенко.

КОНЦЕРТ

Самым обыкновенным вечером все было просто и без пафоса: в теплые кирпично - золотистые стены клуба «44» забрели отдохнуть несколько вездесущих иностранцев, парочка бизнесменов,

ужинающих после работы, журналист-фотограф, дружеская компания музыкантов из Школы джазового и эстрадного искусств, человека три - четыре… Уют городского подвальчика, где все неизбежные коммуникации стараниями дизайнера становятся частью имиджа, - это и есть стартовая площадка… Повод - презентации нового диска «Скульптор взгляда».

Алексей Ревенко – гитара, Дмитрий Кирнос – клавиши. Алексей краток: «Перейдем от слов к делу». … И это была та последняя минута, когда люди в зальчике еще находились среди кирпичных стен без окон, и тяжелых труб теплоцентрали под потолком.

…С первых звуков, повисших, как ранние вечерние звезды, - в воздухе начало формироваться и разворачиваться новое пространство. Прозрачно-романтичные и светлые мелодии плелись и переливались яркими красками. Новые звуки учили мечтать и плыть в светлом потоке чистоты и покоя, полном глубоких чувственных образов, со своею историей и трепетной красотой. Нежные и напевные блюзовые мотивы, мягкие приливы-отливы струящихся гармоний, теплое обаяние акустической гитары и объемного фортепианного звука кристальной чистоты - совершенное слияние энергетики двух импровизирующих музыкантов.

Лаунж? Джаз? Неоромантика? Модерн? Авангард?

Что такое сегодня музыка отдыха, или так называемого «легкого жанра»? Тембральная картинка дыхания живой природы - пульсация ветра и соленого моря, шуршания песка и криков птиц, пряный колорит этнических медитаций? Мелодии, которые движутся - по законам текущей воды, а не по законам жанра диалектической борьбы и развития противоположностей? И кто он такой - современный композитор?

А.Р. «Дима Кирнос – моя самая удачная творческая находка за предыдущий год! Мы очень комфортно чувствуем себя друг с другом, и альбом записали сразу, сходу, без всяких репетиций. Конечно, необходим высокий уровень исполнительства, но мой уровень появился на 24-м году игры, даже не на 10-м. Мне репетиции, как таковые, уже вообще не интересны – мы занимаемся моделированием музыкального пространства, а это можно сделать только с музыкантом, который понимает и чувствует все так же, как ты. Вот и сегодняшнее выступление – уже на 70 процентов импровизация нового диска «Скульптор взгляда». Мы все записываем, потому что всякий раз - это нечто! Импровизация зависит от качества общения. Если комфортно – можно говорить часами…»

«Скульптор взгляда», модулирующий пространство - все из терминологии архитектуры и дизайна… А дизайнеры - кто? Люди, вдыхающие новую жизнь в привычные формы. Люди, рождающие новые формы, - для привычной жизни.

Алексей и Дима - жители мегаполиса. Их окружает рационально - функциональный дизайн, информационные перегрузки, графика урбанистических пейзажей, жесткий темпо - ритм города. Чувство внутренней гармонии музыкантов требует заполнить все это - душевным теплом иного пространства. Такое вот неожиданное, остро-компенсаторное, творчество. И объект дизайна – уже не материально-предметная категория, а духовная: наше новое мироощущение.

А.Р. «Сознание – это плод развития личности. Подсознание – это то, откуда и по каким причинам этот плод произрастает. Сознание можно попытаться измерить, поскольку оно четкое. Подсознание же безгранично, оно напоминает Вселенную. Оно настолько обтекаемо и необъятно, что легко поверить в то, что у него нет ни начала, ни конца».

Получается так, что современный композитор Алексей Ревенко – это дизайнер, моделирующий новое музыкальное пространство, и мыслит он по-новому: не категориями борьбы и единства противоположностей, а категориями Космоса, - гармоничного и совершенного для счастья человека, как утроба родной матери - для ребенка.

С точки зрения музыковедения, в музыке так называемого «легкого жанра» - это абсолютно новый подход, - и к подаче музыкального материала, и к законам его развития, и к миссии самой музыки в принципе. Музыка любимого нами классицизма, на которой воспитано подавляющее большинство современных музыкантов, полна идей борьбы, и развития - через борьбу. Вся наша система музыкального образования – от школы до консерватории, - также зиждется на ней. По сути, эта музыка - прогноз развития событий, данных во времени; сюжетная эпопея зарождения, развития и завершения жизни противостоящих сил, музыкальных образов. Это торжество диалектической логики, красной сюжетной линией проходящей сквозь все произведение.

То, что делает Алексей Ревенко, отличается в корне от этого мировосприятия, и близко философии восприятия музыки такими великими симфонистами современности, как, к примеру, Гия Канчели. В «Скульпторе взгляда» объектом внимания становится не сюжетно - персонажное развитие, а божественная красота сиюминутности. Нет четко зафиксированной мелодии – есть импровизация, рожденная здесь и сейчас, - эмоция этой самой неповторимой минуты. Нет суеты жизненных коллизий, нет понятия «прошлого» и «будущего» у мелодико-событийного ряда. А есть миг, молниеносный старт с одного звука – и… непредсказуемая медитация-проникновение в высшие ощущения человека, его Божественную матрицу, в его прародину-подсознание, где все - прекрасно, все - гармонично, все - полно живым теплом жизни и радости каждой секунды бытия, все сияет счастьем!.. Ментально-звуковое пространство не линейно-плоскостное, а объемное, многоракурсное, наполнено простором и переливами граней. С замиранием сердца слушатель зрит абсолютно иное измерение бытия человека – его внутренний Космос, - тот, который по образу и подобию… Потому и сложно в этом потоке сказочной красоты поставить точку, назвав ее классической тоникой. И как не вспомнить тут Зинаиду Гиппиус с ее замечательным прозрением: «Только любящий человек видит другого таким, каким его задумал Бог».

…А может, в этом тоже Божий промысел, что Леша в консерватории не учился?..

А.Р. «Ум и счастье диаметрально противоположны по своему местонахождению. Не обязательно иметь стопроцентный опыт. Лучше быть опытным на 70, и счастливым на сто. Не все нужно знать. Многие знания разрушают наш хороший внутренний мир.»

А в общем, все было просто – в кирпичном подвальчике клуба «44» родилось плывущее и сияющее, как дымка в утренних лучах, звучащее пространство любви.

Автор: Анна Архипова