Олександр Любченко / « Жизнь и творчество без фальши…» (Інтерв’ю з Олександром Любченком)

 «Кто живет без печали и боли,
тот не любит Отчизны своей»

«Родился я с гитарой в руках…», — так большинство известных гитаристов шутят о начале своей творческой деятельности. Как бы весело это ни звучало, на самом деле многие из них действительно очень рано начали получать музыкальное образование. Наш известный земляк, музыкант и композитор Александр Любченко, один из лучших джазовых гитаристов страны, музыкой начал заниматься с 6 лет, впервые взял в руки гитару в 8. С тех пор она — главное в его жизни. Творческая биография уникального музыканта впечатляет. На джаз-фестивалях он начал выступать с конца 60-х, в 70-е годы играл в известных рок- и джаз-рок группах, был участником первого в стране фестиваля гитарной музыки, на котором его признали лучшим в номинациях фламенко и джаз. С 1982 по 1986 год Любченко становится лидером известного в стране джазового квартета «Кредо». В 1986 году создает трио (Игорь Собко — бас, Игорь Колесниченко — барабаны), которое исполняет музыку, основанную на традиционном джазовом мышлении, рок-авнгарде и народных мелодиях. В 1989 году Александра Любченко приглашают на Краковский фестиваль, посвященный «Beatles». Он играл в концертах с известными джазовыми музыкантами Германии, Польши, Америки, Испании. Пресса не случайно назвала Александра Любченко «Паганини гитары». Участвуя в различных фестивалях России, Польши, Украины, Литвы, он неизменно вызывает восхищение красотой музыки и виртуозностью исполнения. С 1993 года концертная деятельность А. Любченко еще более насыщенна: сольные концерты, записи на телевидении и радио, фестивали; проект «Супер-трио»; выступления в дуэтах с музыкантами Михаилом Крымовым, Сергеем Макаровым, Юрием Пивнем; совместные гастроли со звездой гитарного джаза Алексеем Кузнецовым (Москва); сотрудничество с Карлесом Бенавентом (Испания). В конце 90-х с басистом Игорем Собко создает дуэт «BNW», выступление которого на Московском международном радиофестивле становится настоящей сенсацией. А. Любченко открыл в Днепропетровске собственную гитарную школу, создав уникальную систему обучения на этом инструменте.

Самое главное в творческой биографии Александра Ивановича то, что он живет без фальши как в творчестве, так и в отношениях с миром.

«Кто живет без печали и боли, тот не любит Отчизны своей». Это давным-давно сказал поэт Николай Некрасов, но в отношении творческого человека эта фраза не подвластна времени. Только тот, кто умеет остро чувствовать боль от несправедливости происходящего, может так же, как музыкант Александр Любченко организовать концерт-акцию в знак солидарности с сербами во время последней Балканской войны.

Музыка, которую уже много лет исполняет маэстро, несмотря на многообразие стилей — джаз, рок, блюз, фламенко — отличается силой чувств. О его гитаре ходят легенды. Я согласна с мнением музыкантов, что гитара — живое существо: у неё есть душа, она отдает столько энергии и любви, сколько в неё вложил мастер-исполнитель. Если совпадают две души — гитары и музыканта — рождается чудесная мелодия, идущая из двух сердец… Что миф, а что правда — из уст Александра Любченко.

— Александр, люди, которые занимаются музыкой, как правило, стараются не впускать в свой мир чужаков. Это правда?

— Я думаю, что музыкант, который действительно создал свой мир, как можно большему числу людей пытается объяснить то, что они пока не сумели понять в музыке. Тот, кто никакого мира не создал, обычно избегает общения, опасаясь, что будет обнаружена пустота. Творческие люди очень схожи между собой, а те, которые занимаются одним видом деятельности, словно близнецы. Мне всегда были интересны люди, которые изготавливают гитары, есть даже термин — «гитаростроение». Я заметил: неважно, в какой стране мира они живут, на каком языке говорят — все они очень похожи. У них одинаковы обороты речи, способ выражения мыслей, мимика, жестикуляция — все выдает мастеров «гитаростроения», потому что они мыслят особыми категориями. Это особая каста.

— Можно ли каждую гитару назвать Галатеей Мастера — она индивидуальна?

— Если речь идет о продукции, поставленной на поток — то вряд ли. А что касается инструмента, который вышел из рук Мастера — это как рождение ребенка. У каждой гитары свой характер, своя душа, и тот, кто её купил, должен услышать душу гитары, разгадать индивидуальность. Это трудно объяснить, но чем ярче душа Мастера, тем выразительнее душа инструмента, который он сделал. А музыкант должен её раскрыть. У настоящего художника всегда будет потребность только в высококлассном инструменте — он все отдаст, лишь бы купить гитару у подлинного Мастера «гитаростроения».

— О ваших выступлениях ходят настоящие легенды …

— Это когда я перестаю петь, а голос продолжает звучать? Мои постоянные зрители поначалу были изумлены, когда во время концертов я начал не только играть, но и петь. А потом стали происходить какие-то необъяснимые вещи: голос звучит даже после того, когда я перестаю петь и работаю только на инструменте. Это мне говорили зрители, сам я не могу объективно оценивать выступление. В искусстве всегда присутствует некоторая мистика.

— Для музыканта важно, чтобы был промоутер, или можно заниматься своим продвижением самостоятельно?

— Самостоятельно — это миф, ты постоянно от кого-то зависишь. Если ты музыкант, то занимайся музыкой, а если хочешь быть еще и промоутером — то нужно им стать и перестать заниматься искусством. Поэтому я работаю с агентством «Арт-Вертеп», которое помогает мне делать сольные концерты по Украине. У серьезных музыкантов всегда были покровители. Очень важным человеком в моей жизни я считаю Алексея Петровича Волкова, владельца издательства.

— Куда вдруг внезапно исчезают некоторые мега-звезды с музыкального Олимпа, и почему память о них так быстро улетучивается?

— Не надо путать искусство и шоу-бизнес — они практически никогда не совпадают. Просто не было «звезды» — было только шоу! Сейчас появилось какое-то искривление сознания, «каменщики» шоу-бизнеса вслух говорят: «Самую лучшую песню фестиваля люди могут потом и не вспомнить, а вот „шоу“ в их сознании останется надолго». С их точки зрения важным является не само искусство, а фабрика по его поставке зрителю. Я считаю, что право выбора — это самое важное для человека: выбор хорошего вкуса или безвкусицы, искренности или фальши, истины или лести… Мы всегда выбираем между светлыми и темными силами, что бы ни делали. Здесь не может быть полутонов и полумер.

— Вы чувствуете «свою» публику? Она изменилась со времени вашего первого выступления?

— В те времена, когда существовала группа «Кредо», была другая жизнь, другая страна, иные ценности. Было больше лжи, через неё нужно было «проламываться», чтобы донести энергию бунтарства через «усредненность умов». Сейчас у меня на концертах — другой мир. Когда появляется публика моего возраста, это неудивительно — у нас одни ценности, у кого-то из них просыпается желание поностальгировать. Но в основном сегодня на мои концерты приходит молодежь от 16 до 25 лет. Это ищущие люди, стремящиеся что-то понять в жизни и в музыке, умеющие анализировать, обладающие колоссальной информацией. У них еще мало жизненного опыта, но есть желание слушать настоящую живую музыку, которую они научились отличать от «муляжей», потому что у них сильные чувства и обострено сознание того, где истина, а где ложь.

— Что бы Вы пожелали нашим читателям?

— Каждый человек индивидуален от рождения, и я желаю эту индивидуальность не утрачивать ни при каких обстоятельствах. Если тебя будут помнить, значит ты сумел создать что-то настоящее, что перевернуло чью-то жизнь и сделало ее лучше. Я хотел бы, чтобы после меня осталась память, и мою музыку продолжали слушать.

Беседовала Анна Регульская, «Фотокурьер»