Культура / СТАН: июльские тезисы

В последнее время в украинской прессе в адрес Литературной группировки СТАН звучат обвинения в том, что под видом занятия современным искусством это творческое объединение занимается политикой. В качестве примеров можно привести озлобленную статью Елены Привен на «Полемике» и совсем уж гомерический анонимный пасквиль, появившийся на днях на сайте Daily.com.ua. Суть претензий к СТАНу одна и та же – декларируемые цели не соответствуют практике, на страницах критических опусов активисты СТАНа предстают этакими ловчилами и литературными гангстерами, которые цинично гонят творческую молодежь на баррикады, в то время как сами за углом получают от темных личностей чемодан с грязными американскими бумажками. Примерно такой же тональности выпады в адрес СТАНа можно в обилии найти и в блогосфере – «наняли», «бабок срубить хотят». Долгое время мы отмалчивались, поскольку оправдываются только виновные, да и измышления критиканов служат неистощимым источником нашего веселья, пусть пишут еще. Однако все же наступает время, когда необходимо объяснится. Не для того, чтобы ответить оппонентам или посрамить клеветников, а, прежде всего, для того чтобы обозначить свою позицию для сторонников и всех непредвзятых людей.

Итак,

1) СТАН с самого начала существования позиционировал себя, как творческое объединение, занимающее активную гражданскую позицию. Еще в 2003 СТАН поддержал акцию против войны в Ираке, принял участие в благотворительном концерте, на котором собирались средства для помощи бездомным детям. Дальнейшее перечисление наших социальных акций займет много места, просто отсылаю вас к соответствующему разделу «Давления света». То есть, все, чем СТАН занимается сейчас, возникло не вдруг, не на волне каких-то мутных политических игрищ или под влиянием амбиций его лидеров, а являлось логической эволюцией организации, которая, в конце концов «доросла» до формулирования собственного отношения к происходящим в стране событиям и публичного выражения этого отношения.

Другое дело, что в нашей стране любая общественная активность находится под подозрением априори. Власти выгодно настраивать мнение обывателя против любых несогласных, выставляя их нанятыми провокаторами. Обывателю, в массе своей зашуганному постсоветскому человеку, такая точка зрения весьма импонирует, поскольку компенсирует его собственную несостоятельность – «чего орешь, сиди работай». Подобный симбиоз власти и «народа» пытается продолжить себя, спроецировать в будущее, да еще и вовлечь в него молодое поколение, вырастив из него бездумных потребителей-«овощей».

Нам такое положение дел кажется крайне ненормальным. Это, если хотите, и есть наше главное кредо. Мы не хотим жить в запуганном, бесправном, сером обществе. И мы будем протестовать против него единственным способом, который доступен нам, людям искусства, силой все того же искусства. В то числе организацией эпатажных перформансов. Студент имеет право послать министру кусок сырого мяса, он имеет права даже швырнуть его ему в лицо, если министр некомпетентный болван, разрушающий систему образования и нарушающий права студента на его получение.

2) Даже во внутрикорпоративных спорах часто звучит мнение, что позиция, которую СТАН занял в последнее время, является откровенно политической и уводит его в сторону от искусства. В корне не согласны. В несвободной стране заниматься полноценно искусством НЕВОЗМОЖНО. Сегодня Украина висит на ниточке между условной постсоветской демократией и авторитаризмом. Ниточка может порваться в любую минуту. Поэтому долг каждого художника идти на улицу и бороться в защиту прав и свобод гражданина. Плечом к плечу с другими гражданскими активистами, а в случае необходимости и с политиками (ну это уже крайний революционный вариант).

Разумеется, власти очень хотелось бы, чтобы люди искусства занимались зайчиками и солнышками, анимэ и эльфами, они простят им даже сиськи и половые члены, но она никогда не простит им привлечения внимания к социальным проблемам. В Украине власть практически добилась своего – в стране не снимают социальное кино, не пишут книги, которые бы затрагивали общественные проблемы. Если так пойдет дальше, нас будет ждать гуманитарная катастрофа, тотальная дебилизация и погружение в третий мир.

В отличие от большинства представителей современной украинской культуры, живущих в башне из слоновой кости, делая вид, что вокруг них процветающая и беспроблемная Европа, СТАН не живет иллюзиями. Мы живем в бедной, провинциальной стране, к тому же географически располагаемся в одном из самых ее проблемных регионов. Поэтому «не заниматься политикой» сегодня непозволительная роскошь. Ведь, как известно, если вы не занимаетесь политикой, то она займется вами.

3) В течение своей более чем 10-летней деятельности СТАН не агитировал ни за одного политика или партию. В то же время никто из нас не отрицает сотрудничества с представителями определенных политических сил на взаимовыгодных условиях. Политики хотят прослыть меценатами и покровителями «духовности», а писателям и художникам всегда нужна спонсорская помощь – так повелось со времен Октавиана Августа, и вряд ли СТАН тут открыл что-то новое. Но даже здесь нас сложно обвинить в какой-либо ангажированности. Нам помогали и коммунисты Килинкаров и Чаленко, и «нашеукраинка» Пугачева, в нашу пользу высказывался лидер «Братства» Корчинский. Вывести из этого перечня хоть какую-то политическую линию СТАНа сложно.

4) Большинство критиков путают занятие политикой, как способ достижения власти, и культурную политику, как стремление изменить ситуацию в гуманитарном пространстве. СТАН занимается вторым. Наша цель не кресла в облсовете и не распил бюджета.

Если кратко у СТАНа всего четыре цели:

- мы хотим видеть Луганск на культурной карте Украины, старых советских заслуг тут не хватит, нам необходимо превратить город в центр именно современного, прогрессивного искусства

- Донбасс – центр новой урбанистической культуры, а не край бандитов и терриконов, новый облик Донбасса – это мы и наши единомышленники, а не та смесь совка и гламура, которую здесь пытаются насадить

- мы хотим видеть Украину демократической страной, живущей насыщенной культурной жизнью, являющейся образцом для соседей, а не родиной Потапа и Насти Каменски

- мы хотим, чтобы наш город, край и страна были включены в глобальный контекст, а не обретались на задворках цивилизации.

Более добавить ничего не могу.

Константин Скоркин, заместитель председатель правления ЛГ СТАН по идеологической работе