Іван Гамольський / ЗМІ про автора

МЫСЛИ И КРАСКИ «КОНТРАСТОВ ЛЕТА»
(«Днепр вечерний» 09 августа 2003г.)

Днепропетровское отделение Национального Союза художников Украины проводит нужную и интересную работу по пропаганде творчества молодых авторов. Так, совсем недавно в выставочном зале на Набережной Ленина открылась экспозиция произведений двух живописцев — Ивана Гамольского и Тараса Трындыка. «Контрасты лета»-своеобразный диалог двух мыслящих и чувствующих мужчин, для которых изобразительное искусство стало духовной опорой, психологической параболой их художественных поисков и созданий. Эта психологическая парабола имеет под собой глубокие духовные основания, так как по-своему, опосредованно, выражает трагический протест духа против свалившейся и на них самих, и на их зрителей безысходности жизни.

Картины Ивана Гамольского, который также ищет себя и в жанре скульптуры, практически не имеют названий. Вы увидите вместо них, в основном, коды — цифры и буквы. Так сам автор обозначает свои произведения. Есть, конечно, в его арсенале сельские пейзажи, окутанные дымкой романтической грусти. Но основные произведения — это фантасмагория происходящего : с картин днепропетровского художника на вас смотрят специфические существа, имеющие самые невероятные части тела ; химеры, уничтожающие все живое и светлое ; полу люди — полу монстры, царствующие над миром. По всей видимости, они иллюстрируют зло мира, жестокость, беззаконие, говорят о попытке человека утверждать даже в этом хаосе вечные законы добра и красоты.

Творчество Ивана Гамольского — участника нескольких биенале и персональных выставок — привлекает публику буйством фантазии, сложностью и многогранностью вложенного в произведение смысла. Нужно отметить возросшее мастерство художника, который с уверенностью создает многофигурные, сложные по композиции, интересные по колористическому решению картины. Оттенки цветов передают гамму творца, сны наяву смятенной души живописца. Хотя фон у многих картин разный, однако, настроение изображенных на них сцен сходное. Поэтому можно говорить о доминирующей теме поисков И. Гамольского, в которой человек, странствующий по земле, подвергается на длинном жизненном пути массе искушений, и вместе с тем он имеет перед собой, и светлую цель, и возможность возвыситься до нее душой, преодолев испытания, подавив в себе алчное, мелкое, порочное.

В картинах, с которых на вас смотрят и М. Монро, и нечто среднее между людьми и фантастическими существами, есть боль И. Гамольского о том, что люди перестали быть людьми. О том, что в новом веке вообще рухнули элементарные понятия об искусстве, о нравственных устоях общества. Борьба за выживание происходит на его холстах между химерами. Только его картинным химерам ой как далеко до некоторых персон, которые сегодня задают тон в социально-политической сфере. И художник об этом нам напоминает.

…. Радостно, что на вернисаже среди гостей можно было встретить народного художника Украины В. Небоженко, заслуженного художника Украины В Данилова, которые высказали немало теплых слов в адрес И. Гамольского и Т. Трындыка.

Андрей Тулянцев, кандидат искусствоведения

 
 
БЕЗ СВЕТА НЕТ ТЕНИ, БЕЗ ТЕНИ НЕТ СВЕТА….
(«Наше місто» 05 августа 2003г.)

В выставочном зале Союза художников на набережной открылась выставка «Лето. Контраст.» днепропетровских художников абстракциониста Тараса Трындыка и сюрреалиста Ивана Гамольского.

Очень редко можно увидеть настолько полярные по теме, стилю, цветовым и эмоциональным гаммам работы, удивительным образом подчеркивающие их неповторимость. Они — как свет и тень, как день и ночь: только зная обратную сторону, можно оценить видимую.

….Лучезарные работы Трындыка, как черное и белое, контрастируют с сюрреалистичными работами Ивана Гамольского, на счету которого несколько международных выставок, в том числе в Ганновере, персональная «Несколько глав из некрологии ХХ века». Его работы можно найти в частных коллекциях в Европе и Америке. Например, посчитали необходимым их приобрести Елена Яковлева и Юрий Шевчук.

В картинах прослеживается влияние Босха, Бригеля, Дюрера, Дали, в чем не боится признаться сам художник. Он как бы раскрывает для всех свою Вселенную и расслабляясь, создает то, что можно рассматривать часами. В его картины нужно суметь «войти», подключиться и понять … себя. И только попытаться ухватить общее — жизнь, как она есть.

Картины без названий. Каждый видит в них то, что хочет и может видеть. Здесь нет эмоций и состояний, здесь — все конкретно вычерчено и выписано.

Художник пишет полотна ночью, как в свое время работал Эль Греко, создавая шедевры при свечах. Может, поэтому кажется, что картины написаны не просто темными красками, а сгустками нерастраченной энергии.

Удивительным образом среди «сюра» глаз выхватывает несколько сельских пейзажей, выбивающихся из общей палитры пастельными тонами и мягкостью линий. И, признаюсь честно, меня порадовало, что художника подвигает на творчество не только желание материализовать человеческое сознание, но и красивые, радующие глаз пейзажи.

Ассоль Овсянникова
 
«ГРЕХИ НАШИ ТЯЖКИЕ»
(«Наше місто» 21 апреля 2001г.)

- вторую неделю под таким названием в Доме архитектора работает выставка картин Ивана Гамольского. Описывать картины — дело неблагодарное. Единственное, что их объединяет, — это «опознавательные знаки»: либо кремлевский заборчик на заднем фоне, либо красно-белые палочки. И необходимость думать.

Из всех моих знакомых, посетивших выставку (она будет работать до 24 апреля), равнодушным не остался никто. Были восторженные отклики. Была и негативная реакция. Были споры в коридорах и многочасовые обсуждения под кофе и сигареты… Каждый нашел что-то, что его «зацепило». Лично мне по душе пришелся «Король Лир».

На выставке представлены работы за период от 1989 до 2001 года. Всего же творческих работ у Ивана — 104. Он их нумерует. Заказным портретам известных людей — счет потерян.

Из выставленных работ самой любимой И. Гамольский называет «Метаморфозы Тиберия Гракха». Она писалась долго, тяжело и мучительно. Наверное, именно поэтому автор не хочет продавать ее, несмотря на предлагаемую высокую цену (до 3 тыс.$). Понравившийся же мне «Король Лир» родился легко — из невыкупленной «заказухи». Это одна из самых нелюбимых работ Ивана. « В действительности, если честно, моя выставка называется не „Грехи наши тяжкие“, не „Несколько глав из некролога ХХ века“ и даже не „Реструктуризация № 1“ — секретами о своей выставке Иван, как и положено настоящему творческому человеку, делился со мной в коридоре, — выставка называется „Деньги и Голод“. Не потому что я голодаю и хочу заработать на продаже этих картин. Просто с детства я знал, что человеком всегда и во всем движут только деньги и голод. Наверное, так и есть. Но продавать эти картины пока не хочу. Когда пишешь от сердца, важно, в какие руки они попадут. Пока все покупатели какие-то не те».

Возможно, «тех» покупателей Иван найдет на фестивале ART FESTSHOCK в Голландии, куда он планирует попасть этим летом.

Н. Шелипова
 
 
ТВЕРДО СТОЙ В ЗАВЕТЕ ТВОЕМ
(«Прапор Юности» 20 апреля 1993г.)
 
Мудрец, выходит, оказался прав.

Его часто можно встретить в выставочных залах, художественном салоне Днепропетровска. Внешность не поражает ничем особенным. И если вы, рассматривая картины на стендах, окажетесь рядом, то увидите лишь спокойное выражение лица. Но если будете более внимательны, то в глазах заметите и напряженную работу мысли и любознательность.

…В свои двадцать пять Иван Гамольский перепробовал несколько профессий. Был токарем, поваром, слесарем, грузчиком. Местное художественное училище закончил, отслужив армию. Учился со вчерашними школьниками-детьми, способными, но большей частью беззаботными. Утверждает, что и в училище попал случайно.

Один мудрец сказал: «Случайность — проявление закономерности». Мне думается, что рано или поздно, с дипломом или без него, Ваня все равно выбрал бы в жизни именно этот путь. Ибо целостность восприятия мира, которая утверждает красоту и нетленность простых и вечных истин, пришла к Ване в самом раннем детстве. Это уже потом, в школе, были изрисованы все учебники и тетради, а в детстве мальчишечьи глаза с восторгом рассматривали, как на полотне появляются загадочные узоры. Это вышивала одна из его бабушек, мастер народного творчества. Потом, когда подрос, он часами изучал репродукции картин опять-таки одного из своих дедов — Петра Петровича Белоусова. Того самого знаменитого члена-корреспондента Академии художеств России, картины которого тяготели к психологически напряженным крупным планам.

Прекрасно рисует и его отец.

Так что прав был мудрец.

Между красотой и болью.

Сегодня четыре картины Ивана Гамольского демонстрируются на вернисаже в Выставочном зале на Набережной.

В его произведениях объединяются масштабная философская образность, утонченный вкус, сильная эмоциональность, богатство метафорических обертонов. Поднимаясь до символических обобщений, он делает главной героиней своих полотен Красоту.

Его картины — о нас, о нашей слепоте, о нашей бездуховности, о нашей потере моральных ориентиров в мире, который стал враждебным человеку. Поэтому персонажи его картин — это мистические существа, преисполненные бешеной жажды жизни. Художник показывает историю развития их взаимоотношений от первозданного натиска хаотических сил до любви, которая гармонизирует хаос.

Особенно хороши полотна «Айседора», «Памяти Мэрилин Монро», «Радостные предчувствия», которые поднимают тему одиночества героев почти до феллиниевских высот.

Ночь. Улица. Фонарь.

…Дипломную работу Ваня Гамольский выполнял по теме «Кованое кружево старого города». Сам сделал два стальных кронштейна, два фонаря. Эта художественная ковка запоминается изяществом линий, изысканностью формы. Жаль, что такие изделия не используют в архитектуре города. Ретро — оно всегда в моде.

Палитра духовного бытия.

…Настоящее словно смотрится в его иконах в зеркала Прошлого и Будущего. Этот взгляд придает миниатюрам емкость, протяженность в историческом пространстве. В работах «Иоанн Креститель», «Спас на престоле» И. Гамольский остается верным композиционным канонам иконописи, модернизируя их своеобразной манерой письма, характером рисунка, колористическим решением.

В художественном завете Ивана Гамольского — постоянное напряжение между красотой и болью, между любовью к людям и безумием творчества, между отказом и согласием.

Палитра духовного бытия молодого художника — удивительное переплетение высокой романтики, житейской трезвости и доброты.

Андрей Тулянцев