ДахаБраха / Грузины хотели оставить нас у себя

23 февраля в «Рок-кафе» выступила группа «Даха Браха». Первые зрители, пришедшие заблаговременно, были впечатлены еще на саундчеке, когда группа только распевалась и настраивала звук. Кто же они, эти вооруженные барабанами загадочные девушки в папахах и этнических костюмах? Ответ на вопрос ищите в интервью с коллективом.

- С чего началась «Даха Браха»?

- С идеи делать эксперименты с украинским фольклором, соединять его с этническими традициями народов мира. Мы учили ритмы, учили песни, старались играть на тех инструментах, которых в Украине никогда не было, и в коллектив пришли не только готовыми фольклористами с огромным багажом знаний, но и друзьями. Вместе учились музыке, вместе играем в театре «Дах». А сегодня «Даха Браха» уже самостоятельный проект.

- Ваш репертуар состоит из материала, собранного в фольклорных поездках. Сценическая одежда тоже оттуда?

- Да, у нас есть песни и из центральных регионов, и из западных, есть и из Полтавщины. Точно так же и одежда – она привозилась отовсюду, это настоящие бабушкины рубашки и юбки, а вот бусы стилизованы под старину. Кстати, они очень тяжелые. Наши шапки… Такое, наверное, только в Грузии принято. Но так как у нас этно-хаос, то мы решили отобразить это везде, и в костюмах тоже.

- «Даху Браху» часто сравнивают с Катей Chilly? У нее в основе творчества ведь тоже лежит этника...

- Нет, вы впервые сравнили. То есть это совсем разные вещи. Она больше играет-поет-исполняет, и ее эксперименты с фольклором электронные. А мы с электроникой еще не работаем, только с живыми инструментами, и нам этого более чем достаточно.

- Но хотелось бы?

- Если будут такие предложения – почему бы нет?

- Кроме концертов вы еще играете в спектаклях. Театральный элемент отражается на музыке?

- В общем, да. Мы создавались как бы под спектакль, и уже после этого обнаружили, что можем существовать как самостоятельный музыкальный проект. Помимо концертов, мы часто ездим за границу со спектаклями, поэтому реагируют не только и не столько на наше музыкальное творчество, но и на действо.

- В Украине не все понимают свою этнику, что уж говорить о других странах... Где вас принимали теплее всего?

- Пока мы очень довольны тем, как нас воспринимают. Понравилось в Германии. Запомнился Лондон. Там мы были две недели – каждый день спектакль и приходило очень много людей, зрители держали сильно. Мы думали, что будет много украинцев, представителей диаспоры, но оказалось, что большинство зрителей местные – англичане. Они воспринимали все на ура. Еще классная поездка была в Грузию, мы до сих пор ее вспоминаем.

- Что они сказали, когда увидели ваши шапки?

- Они хотели нас там оставить (смеются). Но в целом все разговоры о гостеприимстве грузин – это совсем не сказки, грузины – один из самых гостеприимных народов. Нам также очень нравится бывать в Венгрии, там очень интересная культура. К сожалению, сейчас в Украине о Венгрии ничего не слышно. Но мы там познакомились с музыкантами и актерами, которые произвели на нас очень приятное впечатление.

- Кстати, насчет произведенного впечатления… У вас есть кумиры?

- В свое время Олег Скрипка поразил сильно, хотя это было еще до занятий музыкой и театром. И это был не кумир, а скорее человек, который помогает тебе что-то понять.

- А сейчас есть те, на кого можно было бы равняться? Не обязательно кумиры, но кто-то, имеющий для вас значение в музыке?

- Конечно. Сейчас мы постоянно слушаем группу Tinariwen из Мали, она у всех нас в мобилках звучит. Это совсем не похоже на нас, конечно, но мы чувствуем какую-то связь, что-то такое приятное, настоящее, нам интересно. А вообще… Говорят ведь: не сотвори себе кумира.

- Вы играли и в маленьких клубах, и на фестивалях, а недавно выступили в Виннице на сцене театра Садовского. Как вам подобный опыт?

- Очень «эстетически» было – театр, убранство, полный зал. Мы исполняли больше таких вещей, которые надо слушать. Уже на сцене составляли программу нашего концерта заново, потому что оценивали реакцию зала – убирали некоторые вещи, которые бы тут не пошли, и ставили более спокойные. Жаль людей было: если начнем играть, их же будет колбасить – как же не потанцевать? А вообще мы здорово переживали, потому что помещение театра было просто-таки пропитано академизмом. Просто оказалось, что в Виннице нет зала или клуба, где можно выступить вживую, и поэтому там вообще подобное не практикуется. Так что мы были очень удивлены, когда собрался огромный зал, и вообще – об этом концерте мы слышали только положительные отзывы. Надеемся, что и сегодня тоже не подведем.

Беседовала Анна Кравченко, «Афиша Днепропетровска»