Vasya Club / Жил-был Вася

Два года назад барабанщик ТНМК Витольд Корженко принёс на репетицию диск со странным названием «Вася и Хобот».

Как оказалось, его пригласили подыграть на перкуссии какие-то знакомые, и вот результат. Музыки вокруг много, и никакого энтузиазма диск тогда не вызвал. Но Витольд сказал, что четвёртый трек – это лучшее из того, что он слышал за последнее время.

И действительно, песня того стоила – какой-то хриплый мужик проникновенно пел на мотив Tears In Heaven Эрика Клэптона: «Де мій тато був»… Есть песни, которым просто веришь. И всё. Ни тот факт, что это была чистой воды перепевка, ни матерок в припеве не отталкивали – это стало настоящим открытием.

Альбом «Вася и Хобот» оказался би-сайдом, то есть сопутствующим проектом лидера группы «Вася Club» Василия Гонтарского. Я сразу скачал все записи «Вася Club» (теперь стыдно, надо купить). А та песня надолго поселилась в моём телефоне и как-то раз очень пригодилась. Занесло меня под Кострому на охоту. И там, когда традиционный для последних лет российско-украинский политликбез начал накаляться, я включил «Де мій тато був». И сразу политика отошла в сторону, а тот самый персонаж, который пять минут назад доказывал мне, что украинского языка не существует в принципе, поспешил включить блютус и получить песню.

У Гонтарского прекрасный украинский язык. Живой, горячий, с солью и перцем. В его музыке чего только не перемешано – украинский, еврейский, советский, белорусский и даже сербский мелос. Всё включено, всё в одном коктейле. От «батальонного разведчика» до Леся Подервянского, от Boney M до Горана Бреговича. Музыка кварталов над Крещатиком…

Первая мысль, мелькнувшая после прослушивания альбома «Конокрад»: вот бы побывать на свадьбе, где играет «Вася Club». И ничего зазорного в свадебности их музыки нет и быть не может – это настоящий городской фольклор, в котором живы мотивы бабушек, дедушек и их соседей.

Потом Василий Гонтарский озвучивал мультфильм «Теркель і халепа», я тоже принимал в этом участие, но в студии мы не пересекались. Ничего, думал, ещё встретимся, познакомимся, выражу ему своё восхищение. Но не получилось. 19 февраля прошлого года Василий Гонтарский умер.

Тема «рок-н-ролл и ранняя смерть» давно раскрыта, причём людьми более сведущими, нежели я. Да и в рок-н-ролле ли здесь дело? Ему было 42 года, и, судя по немногочисленным интервью, которые удалось найти в сети, жизнь Василия особо не баловала. В ней нашлось место и наркотикам, и тюрьме. Большого успеха не было, и это обидно. Часто говорят о потерянном поколении спортсменов 1990-х. Мол, Союз распался – и спорт посыпался. Поколение украинских творцов пострадало не меньше. Сколько актёров, художников, музыкантов и просто милых тусовщиков из центра Киева рассеялось во времени и пространстве?

Мне кажется, что сейчас, когда наша поп-сцена помаленьку начинает напоминать шоу-бизнес, у группы «Вася Club» было бы неплохое будущее. Пабы с крошечными сценами, плохим звуком, культпоходы по маленьким лейблам с большими амбициями – всё это в итоге может вывести на поверхность.

Мне бы очень хотелось, чтобы правообладатели песен Гонтарского сделали альбом-трибьют. Многие музыканты засвидетельствовали бы своё почтение.

А переименованные улицы, конкурсы-фестивали имени героя – это из другой оперы. Из другого Киева, если хотите. Их действительно много, параллельных миров, в каждом из которых звучит своя музыка.

Фоззи, участник группы «Танок на Майдані Конґо»

ФОКУС