Гражданин Топинамбур / «№1»


На весну днепропетровская группа «Гражданин Топинамбур» имеет грандиозные планы — выход первого альбома за восемь лет существования коллектива. Собственно, релиз должен был состояться раньше, но из-за юридических вопросов, касающихся кавер-версии песни Кати Лель «Мармеладный», пришлось отложить подарок для фанов, которых, поверьте, немало. О долгожданном диске, планах на будущее и съемках на НТВ с читателями «Экспедиции XXI» поделился лидер группы Роман Забуга.

— Рома, начнем с последних новостей. Готовится выход вашего первого альбома. Каким он будет?

— Этот альбом включает в себя 14 треков. Здесь будут как зажигательные мелодии («Ландыши», «Йод», «Жара»), так и лирические композиции (например, полюбившиеся всем «Медведи»). Что же касается кавер-версии «Вкл. Выкл.» на хит Кати Лель «Мармеладный», то здесь пока ничего не известно. Это юридический вопрос. Если будет достигнуто соглашение по вопросам прав на исполнение данной композиции, мы будем рады. Если нет — просто не будем включать ее в альбом.

— Понятно. Наша всегдашняя бюрократия. А что с названием?

— Вначале планировалось назвать наше первое творение «№1». Но вот совсем недавно я услышал запись одного российского дедушки-рокера. Это пенсионер, который играет хард-рок, представляете? Его группа называется «Все«. И появилась мысль назвать так же и наш альбом. Но «Все» звучит как выдох, вздох облегчения... Тогда возникла идея с восклицательным знаком в конце. Удик (Андрей Удовиченко — барабанщик, вместе с Романом Забугой является основателем группы. — К.К.) даже предложил оставить только восклицательный знак. Еще нам предлагают озаглавить альбом по-современному — «Гражданская позиция». Но мне кажется, все-таки будет правильным назвать альбом «№ 1» — сейчас он для нас первый и единственный, но в то же время, надеемся, что не последний.

— На Новый 2008 год вы удивили многих, исполнив свою композицию «Вкл. Выкл.» вместе с Катей Лель во время праздничного концерта на российском НТВ. Как вы туда попали? Долго ли искали встречи с Катей? Расскажи эту историю.

— Никого мы не искали. Нас нашли сами. Кстати, Катя отказалась исполнять наши слова в припеве: «Попробуй вкл., вкл., попробуй выкл., выкл». Сказала, что ей не понятен такой текст.

А связалась с нами наша московская знакомая. Конечно, нам стало интересно. Прибыли в Москву, а там с нами общались каждый раз новые люди. Когда на съемки приехали, поняли, что везде все одинаково — те же подвальные помещения, тяжелые двери...

— Андеграунд, одним словом.

— Да. Ну вот, открываю я дверь студии звукозаписи, а там сидит Жанна Агузарова и рассказывает Крису Кельми, что она перешла в новое измерение. Я дверь закрываю и говорю: «Ребята, там сидит Агузарова, и она перешла в другое измерение». (Улыбается). Съемка прошла нормально. Мы остались довольны. А когда вернулись в Днепр, показалось, будто и не было ничего. Как в сказку попали новогоднюю.

— Сюжет ваших песен всегда ярок и динамичен. Есть ли у героев прототипы в жизни, а у сюжетов реальные истории?

— Конечно. Все наши песни — это пережитые происшествия, различные жизненные ситуации и реальные люди. Например, «Ландыши» появились после довольно печального случая. В конце мая совпали сразу два праздника — выпускные в школах и День танкиста. Я шел по парку в компании малознакомых празднующих. Мы хорошо и мирно беседовали. Я никого ни в чем не обвиняю… В общем, утром следующего дня я прихожу в себя и чувствую, что у меня болит все лицо. Открываю глаза — передо мною сидит какой-то мужик и заваривает мандариновые шкурки. Первое, что он у меня спрашивает: «Тебя кто: выпускники или танкисты?»

— Рома, вы определяете свое творчество как «ТЕАТР ЖЕСТОКОЙ СОВЕТСКОЙ ЭСТРАДЫ». А что означает это определение?

— Нам трудно назвать точное жанровое направление. Но, если слушателю это необходимо, то пусть попробует переварить это как симбиоз Панк-Арт-Фолк-Мелодик-Блюз-Альтернатив-Ска-Рок-Андеграунда. Плюс выдержанный сценический имидж: пиджаки и галстуки, но исключительно неконсервативных цветов. Всему этому мы дали такое вот определение.

— Иногда ваше творчество называют «свадебным роком» или «КВН-роком»...

— Да. И это уже обидно. Мы несколько выросли по сравнению с начальным периодом нашего творчества. Однажды нас объявляют, а один мой старый знакомый разочарованно так произносит: «Опять этот КВН...»

— Рома, почему Забуга? Твоя настоящая фамилия Загуба, не так ли?

— Ты и это знаешь? Была такая история: отец моего друга, упоминая обо мне, сказал: «Этот твой Забуга...». Друг возразил: «Папа, папа, он не Забуга, он Загуба». А тот ему отвечает: «Да какой он Загуба? Он самый настоящий Забуга!». Поначалу мы эту историю рассказывали как анекдот, а потом приклеилось.

— Где вы записывали свои произведения?

— Альбом записывали на киевской студии «Аркадия». Сводили и делали мастеринг на студии у известного в наших кругах днепропетровского звукорежиссера Евгения Дона.

— Что с планами на будущее? Будут ли новые клипы? Ведь у вас был клип на одну из ранних композиций «Чебурашка».

— Да, есть такой клип. Но мы хотим, чтобы нас уже не ассоциировали с теми песнями («Палає», «Чебурашка»). А тексты до сих пор находят в Интернете. Видео на «Чебурашку» снимала студентка режиссерского отделения киевского вуза Виктория Рудакова. Это была ее дипломная работа. Получилось такое авангардное скандинавское видео. Сейчас эта девушка вышла замуж и живет в Польше. Недавно в кинотеатрах шла российская комедия «Гитлер капут!». Так вот она принимала участие в создании этого фильма.

— Напоследок вопрос, с которого следовало бы начать. Почему именно такое название?

— Обычно мы говорим, что так называться подсказали нам олигархи. А у олигархов, сами понимаете, не спрашивают, почему да как.

— Но ведь это неправда?

— Неправда. Кушал салат с этим странным овощем (топинамбур — земляная груша. — К.К.) и подумал: а почему бы и нет? Так и пошло.

Беседовала Катерина Колонович, «Экспедиция XXI»