Вадим Йович / «Видимость Существования Jovich Films 2006»

Цифровое home video желает на большой экран.

В наше героическое время стало модным снимать фильмы а-ля «Наш Ответ Голливуду» — без участия профессиональных актеров и с минимальными цифрами бюджета, количество нолей в которых не превышает трех. Начало этому продвинутому движу положила ПЫЛЬ -прошлогодняя сенсация никому не известного Экспериментального Творческого Объединения «СВОИ200» — фильм, снятый на скромную цифровую камеру, практически без бюджета, для узкого круга эстетствующих и продвинутых.

Днепропетровская киностудия JOVICH FILMS решила не отставать от московских братьев по VHS, и в середине мая презентовала свою новую картину ВИДИМОСТЬ СУЩЕСТВОВАНИЯ. Плевок в лицо Голливуду удался на славу и идеологически выдержан в модной манере — фильм снят на цифровую камеру и без участия актеров театра и кино.

Снимать кино в Днепропетровске не принято. Не располагает к этому статус центра украинской металлургии и и флагмана постсоветской тяжелой индустрии.

Надо знать Днепропетровск, чтобы понять, что ВИДИМОСТЬ СУЩЕСТВОВАНИЯ — это такое же событие в его культурной жизни, как и проезд через город в 19 веке в поэта Пушкина, высланного за плохое поведение государем императором из столицы.

Ваялся днепропетровский шедевр по выходным с декабря 2004 по февраль 2005, и творцы кина не профессионалы: психиатры, журналисты, админы, преподаватели, дизайнеры. Разве что затесался меж ними одинокий Лесь Сердюк — заслуженный сверху донизу украинский актер, народный и прочая прочая прочая — Одна только полная фильмография включает сто картин.

Режиссер фильма Вадим Йович работает психиатром в психиатричке, стало быть и фильм об этом — в кадре мелькают смирительные рубашки и больничные коридоры, белые халаты, психиатры пытаются разгадать загадки пациентов, главные герои страдают психическими заболеваниями.

ВИДИМОСТЬ СУЩЕСТВОВАНИЯ — оцифрованное лоскутное одеяло из кусков разной фактуры, разного качества и разной консистенции — от водянисто-вязкого блуждания камеры вокруг бесконечного диалога психиатра и пациента до стального рельсового ритма немудреной истории, разворачивающейся в вагоне поезда.

В ленте вперемешку навалены подержанные кинематографические штампы и режиссерские почти находки, цитаты из классики кинематографа и вторичные откровения, внезапные ходы и претенциозные философствования.

Половина фильма сознательно отдана авторами на откуп фантазии зрителя, и приходится продираться сквозь паутину собственных образов и целых эпизодов, которыми мозг вынужден восполнять недостающее в сценарии, режиссуре, операторской работе и звуковой дорожке*.

*Походу музыку к фильму написала Алла Загайкевич — композитор, сделавшая музыку для «Мамая» Леся Санина, она же — основатель студии академической электронной музыки в Национальной музыкальной академии Украины.

В общем — то фильм похож скорее не на цельную ленту, у которой есть начало и конец, а на ворох судорожных, и оттого еще более схематичных набросков.

Формально фильм состоит из шести новелл, этим и обусловлена его расколотость на кривые осколки. По замыслу авторов, новеллы призваны при сопоставлении раскрыть истинный смысл фильма, но вот до сопоставления-то у зрителя дело и не доходит — весь ум расходуется на то, чтобы уследить за ускользающими во тьму пунктиринами обрывочных сюжетов шести историй, а когда вовсе ничего не понятно — вытащить из памяти собственные переживания и ощущения.

ВИДИМОСТЬ существования — это как товарный вагон с горки. Начинаясь довольно вяло, фильм постепенно набирает ход и по-настоящему разгоняется только к финальным титрам. Рывками и раскачиваясь.

Слишком сложная игра в психологизм, затеянная создателями фильма — врачом-психиатром Вадимом Йовичем в качестве режиссера и директором по персоналу Милой Ло в качестве сценариста, в большинстве случаев рискует не достичь зрителя и остаться по ту сторону экрана.

В любом случае, посмотреть фильм стоит, хотя бы ради того, чтобы, вынырнув из хитросплетений авторской недоговоренности и спорной символики ощутить себя персонажем реальности прочной и незыблемой, а не цифровой и сыплющейся квадратиками на матрице видимости существования.

Симон Чорний