Увійти · Зареєструватися
 

Учасники

Галереї

Потік Галереї Товари Статті Інформація

Автори / Андрій Пушкарьов / ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ШКОЛЫ ВЫТЫНАНКИ АНДРЕЯ ПУШКАРЁВА

ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ШКОЛЫ ВЫТЫНАНКИ АНДРЕЯ ПУШКАРЁВА

Впервые автор этих строк познакомился с вырезкой из бу-маги в мастерской своего учителя Евгения Лещенко (ныне известно-го художника в Украине и за её пределами), который вернулся в г. Кривой Рог после окончания Киевского художественного института. Автор с 13 лет стал его учеником. Вырезка Е. Лещенко напоминала китайскую культуру «Чуанхуан» — «оконные узоры». Живя в част-ном доме, и наблюдая природу, изучая цвет насекомых, птиц, форму полевых цветов он резал небольших мотыльков, бабочек, птиц и ук-рашал такими вырезками свою мастерскую.

Спустя 8 лет, автор, живя уже в Днепропетровске, болея и не имея возможности попасть к себе в мастерскую, взял ножницы и цветную бумагу, вспоминая резьбу учителя, пробовал сделать свою вырезку — получались «снежинки». Это было в начале 1980-х годов. Потом были годы поисков. Знакомство с львовским искусствоведом музея этнографии М. Е. Станкевичем, автором книги «Українські ви-тинанки»(1986 г.). Пожалуй, это самое солидное издание о вырезке из бумаги, которое мне приходилось видеть.

Сам термин вытынанка появляется в начале XX ст. от слова тынаты — резать. Подразумевается симметричная резьба. Бумага складывается вдвое и больше (это уже называется строчка). А под словом вытынання — вырезание, имеется ввиду асимметричная резь-ба. В этой связи не могу не вспомнить Петриковскую вытынанку. Обычно истинный творец пишет себя, свой внутренний, духовный мир и всё, что с ним происходит в жизни, свою природу, фауну и флору. Колорит своей земли формирует палитру художника. Поэто-му, мы часто говорим, что влияние Петриковской культуры воздей-ствует на нас настолько, насколько мы приближены к ней. А живём мы близко — в часе езды. Сегодня Петриковская роспись известна по всему миру, далеко за пределами Украины. Ещё до революции появ-ляются первые малёвки Т.Паты, Н.Билоконь, И. Пилипенко, Г. Пав-ленко, Г. Исаевой сначала на стенах, потом на бумаге:

В 30-е годы, очень похожие на Петриковскую роспись, появ-ляются вытынанки. Они отличаются от западно-украинских выты-нанок повторяющимися элементами. Изображались, в основном, ва-зоны, дерево жизни, цветы, птицы. Излюбленным мотивом была свадьба. Мастера резали сразу по 10–20 одинаковых элементов из разной цветной бумаги, а потом компоновали их на листе, чаще бе-лом. Также резались «рушники» и панно. Мастера виртуозно клеили один элемент на другой, использовали цветовые подкладки. Одними из первых мастеров были И. Пилипенко, В. Вовк, Н. Тимошенко. Ну и, наверное, самым ярким мастером в этой области была Г. Гречано-ва. Она создавала многофигурные композиции в окружении цветов и деревьев.

Вообще, орнаментике Украины свойственна двойная симмет-рия, как, например, знаменитые горшки-близнецы с общим кольцом, которые дарили молодожёнам, и в которых приносили в поле первое и второе блюда. Наша орнаментика отличается от китайского, япон-ского ассиметричного орнамента и от иранского и турецкого орна-мента с многоповторяющимися элементами. Украинская вытынанка резалась чаще всего из симметрично сложенного листа бумаги. В Петриковской вытынанке сохраняется двойная симметрия по пят-нам, но она не так выражена как в западной Украине.

В настоящее время живёт и работает в Петриковке дочка Г. Гречановой — А. А. Авдеенко. В центре посёлка была школа вы-тынанки, где преподавала А. Авдеенко и работали молодые мастера. К сожалению, в 90-е годы, по экономическим и социальным причи-нам, мастера меняли профиль работы, разъезжались по городам.

Вообще, в годы правления коммунистов, вытынанка испытала меньшее гонение, чем другие промыслы, например, такие как писан-ка, считавшаяся элементом религиозной и национальной культуры. В городе Могилёв-Подольск Винницкой области было больше всего мастеров этого жанра. Поэтому сегодня Могилёв-Подольск считают столицей вытынанки в Украине. Там прошли уже три конференции, посвящённые вытынанке.

В 80-е годы автор пробовал заниматься вытынанкой, исполь-зуя элементы из цветной бумаги (наподобие Петриковской), но отка-зался от такого метода, т.к. приходилось зависеть от цвета фабрич-ной бумаги. Он, как и мастера Винницкой области и Западной Ук-раины, вернулся к цельному листу бумаги.

В начале 90-х годов в цвете вытынанки А. Пушкарёва появля-ются изменения. На лист одного цвета, в зависимости от того, что требует сюжет, наносятся напыления другого цвета. В это же время в вытынанке появляются и философские мотивы. Все мы знаем, что наш мир находится в непрерывном взаимодействии двух противопо-ложных начал: добра и зла, мажора и минора, мужского и женского начал. Вспомните китайскую монаду.

То же самое мы видим в любой вырезке. Бумага и фон — Ин и Ян. Часто фон у хорошего мастера важнее самого образа. Под впе-чатлением религиозной философии автор приходит как в живописи, графике, так и вытынанке к великому православному Триединству, т.е. появляются помимо бумаги и фона мелко прорезанные структу-ры, образующие третий тон, восприятие которого рассчитано на оп-тическое смешение в сетчатке глаза зрителя. В работах это часто прорезной ствол дерева, который соединяет правую и левую части вытынанки, или вырезанные орнаменты на одеждах людей. Кстати, дерево излюбленный элемент в вытынанках не только Украины. Та-кой символ, как «древо мировое», известно во многих культурах ми-ра. Корни такого дерева (на языке наших предков — «НАВ» — про-шедшее время) связаны с царством мёртвых, хтоническим миром, в котором изображаются змеи, ящерицы, рыбы подземной воды. Вто-рой ярус — «ЯВ» — настоящее время, олицетворяется с землёй, круп-ными рогатыми животными, с Берегиней, роженицей, матерью-землёй. Верхние ветки дерева (наше будущее — «ПРАВ») — мир душ и птиц. На ветках справа и слева часто находятся птицы, символизи-рующие ночь и день, луну и солнце.

Параллельно с вытынанкой мы занимается писанкой, живопи-сью, графикой. В 1986 г. во Львове автор был на одной из первых выставок своего учителя Ф. М. Гуменюка — лауреата премии им. Т. Г. Шевченко, ныне профессора, зав. отделением живописи Киевской худ. Академии. Там мы познакомились с известным художником из С.Петербурга, участником нашумевшей «Бульдозерной выставки» (г. Москва) Василием Полевым. Меня заинтересовала его фактурная графика, сделанная цветными карандашами. Мы часами бродили по ночному Львову, беседовали о религии, искусстве, технологии мате-риалов. Он тогда мне рассказал, откуда пошла эта манера письма. Впервые после Великой Отечественной войны в С. Петербурге в та-кой технике работал Эдуард Зеленин. От него продолжили это на-правление Т. Кернер и О. Григорьев. От Тани Кернер заинтересова-лись этой манерой О. Целков, М. Шемякин, В. Полевой. Учась в Пе-тербургской академии, эту технику развили талантливые украинские художники Ф. Гуменюк и И. Макаренко (известный художник Па-рижа, имеет свою школу). Параллельно в этой же манере работает И. Остафийчук (г. Львов). Некоторые исследователи считают, что эта манера письма пошла от известного Московского художника Михаила Шварцмана.

В результате, после Львовской поездки 1986 года, автор в Днепропетровске начал свои поиски в этой технике графики. Все мы в детстве переводили на бумагу монетки, подкладывая их и перево-дя карандашом. В мастерской изготовились фактурные клише, ино-гда используются найденные на дорогах ржавые металлические пла-стины, ткани и другие фактуры. Позднее автор вырезал и наклеил на картон элементы украинских орнаментов, которые и использует в графике и вытынанке. Творчество графики и вытынанки в школе А. Пушкарёва шли параллельно до конца 90-х годов, а потом они объе-диняются. Поэтому, тем кто знает, что такое вытынанка, автор назы-вает этот вид искусства — вытынанкой, другим — сложной графикой. Для того, чтобы вырезать такого рода работу, надо закатать цветом бумагу под тему, которая задумывается. С обратной стороны делает-ся в массах, т.е. пятном, рисунок, (все детали -это импровизация). Симметрично сгибается лист бумаги и по контуру рисунка обкалы-вается (как у иконописцев припорох, когда они переносят изображе-ние на стену). После, с лицевой стороны прорисовываются на под-кладках орнаменты и фактуры. Из-за разных цветовых орнаментов, точек, рисок получается оптическое смешивание. Так, что от цвета в вытынанке мы не отказались, а сделали его более сложным и инте-ресным. После этого вытынанка режется от частного к общему (от мелких деталей — до контура, пятна). Потом — о радость, мы её раз-ворачиваем и клеим на картон с цветовой акриловой подкладкой, которая подбирается к этой работе.

Этот доклад написан специально для Московского симпозиу-ма по вырезке из бумаги, поэтому упор в нём сделан на историю и технологию изготовления вытынанки нашей школы. Для настоящего художника творчество не может сводиться только к технологии, это и пластика линии, и философия его творчества и т.д., но это тема уже другого доклада.

Входя в жюри региональных выставок, автор не первый год сталкивается с проблемами изобразительного искусства, и в частно-сти, вытынанки. В них, как правило, страдает композиция, 90% оформленных вытынанок не «дышат», им «тесно» в формате. Очень много «кича» — галантерейщины. Вытынанки режутся из фольги или фольга клеится в вытынанку. Много «шароварщины» — термин, ко-торым обозначают неумело нарисованных козачков, украинок, вме-сто того, чтобы искать философию в травинке, в цветке. Многое за-висит от учителей, которые, к сожалению, тоже не на высоте. У де-тей, рисующих орнаменты, особенно видно влияние телевизора, формирующего вкус наших людей.

После 70 лет правления коммунистов на постсоветском про-странстве возрождается интерес к национальным культурам. Эта тенденция прослеживается и в Европе, и во всём мире. Может, это протест народов на всеобщую глобализацию и наступающий экуме-низм. Мне интересны деятели культуры, занимающиеся непосредст-венно культурой своих народов. Ведь лучше их это никто не сдела-ет. Будьте националистами! В хорошем смысле этого слова.

В нашей стране народные промыслы и культуру сегодня воз-рождают профессионалы и интеллигенция. Об этом говорили на I Всемирном съезде писанкарства 1992 г. в г. Киеве. И в этом нет ничего плохого. К сожалению, пока ещё многие украинские сёла живут «американской лейбой».

После приобретения Украиной независимости и «помаранче-вых» событий, которые можно считать рождением нации, интерес к своей культуре огромен.

В области вытынанки и вытынання не могу не вспомнить лю-бимых мною мастеров: (г.Хмельницкий), В.Лободу, Л.Ло-боду (г.Львов), М.Телиженко (г.Черкассы), В.Карчинского, О.Шинкаренко (г.Киев), М. Гоцуляка (г.Могилёв-Подольск), С.Али-ева (г.Днепропетровск), (г. Житомир).

Специально для Московского симпозиума по бумажной вы-резке 13–14 сентября 2006 г.

Литература

1. Є.І. Станкевич. Українські витинанки. — К.: „Наукова дум-ка", 1986. — 122 с.

А. Пушкарёв (Нац. Союз Худ. Украины; Нац. Союз мастеров народного искусства Украины, председа- тель школы писанкарства г. Днепропетровска, мастер вытынанки).

Автор оставляет право за редакцией изменять и править текст, если эти правки не вносят существенные изменения в его со-держание. Во всех других текстовых правках необходимо согласо-вание с автором.

 
 

Додав Art-Vertep 22 лютого 2003

Про автора

Народився 28 грудня 1960 р. у м. Кривий Ріг. Мама – Кошелевська Лариса Олександрівна – викладач фортепіанного відділу ДМШ. Батько – Пушкарьов Томас Олексійович, робітник. З 13 років відвідує студію Євгена Лещенка (нині відомий митець Укр

 

Коментарi

21 квітня 2010

Очень впечатляет и статья и работы.Хотелось бы узнать есть ли у А.Пушкарева ученики и как можно попасть в их число?gangzuli@mail.ru

Коментувати
 
 
 

Гостиница Днепропетровск |  Светильники Днепропетровск |  Рекламное агентство |  Сауны Днепропетровска