Говорят, театр начинается с вешалки. Очень даже может быть. Но этот театр начинается с лестницы. И не только потому, что вешалки, точнее, гардероба у него нет. У него так же нет репетиционных помещений, гримерок, костюмерной, реквизиторского цеха.… Да что там, у театра даже нет своей сцены! Своей! Сцену приходится делить с другими коллективами ДК профтехобразования, где вот уже 10 лет и существует театр-студия творческой импровизации «Чёрный квадрат». Впрочем, этому театру сцена нужна далеко не всегда. А его постановки далеко не всегда можно назвать спектаклями. Потому что театр-студия «Чёрный квадрат» - не совсем театр.
Если перевернуть с ног на голову известную цитату Шекспира, театр – это жизнь. И в «Чёрном квадрате» не играют, а живут. Степень достоверности переживаний актеров настолько сильна, что зритель порой совершенно забывает, что перед ними актеры. На одном из фестивалей в Запорожье в сцене семейной ссоры публика вопила «мужу»: «Да что ты смотришь? Дай ей по голове». А все дело в том, что «Чёрный квадрат» - это театр импровизации. И наряду с методом Константина Станиславского в нем применяется метод Анатолия Неёлова. Который и создал десять лет назад эту уникальную театральную студию.
Итак, театр «Черный квадрат» начинается с лестницы. Поскольку репетиционных помещений очень мало, актеры репетируют где угодно, в том числе и на лестнице. Однажды даже возникла идея огораживать эти репетиционные «точки» специальной лентой на манер тех, что в западных боевиках использует полиция, ограничивая доступ к месту происшествия. Как правило, студия занимается отдельно, театр – отдельно. Но иногда занятия и репетиции совмещаются. Тогда самое большое, точнее, единственное репетиционное помещение отдается студийцам, а господа актеры репетируют, где придется. Можете себе представить, что может себе представить незнакомый с этим театром человек, когда свои представления актеры устраивают прямо на лестнице! «Отелло» меркнет! «Гамлет» тускнеет! Потому что там актеры четко представляют, как они начнут и чем закончат. В «Чёрном квадрате» этого не знает никто. В том числе и сам режиссер.
Всё дело в уникальной системе преподавания актерского мастерства, аналогов которой нет, не только на Украине, но, наверное, и в мире. Системе, которая позволяет ежегодно взращивать целые составы молодых талантов. И каждый раз с этим новым составам получать весомые и престижные дипломы. Система структурной импровизации, которую разработал художественный руководитель и режиссер театра-студии «Чёрный квадрат» Анатолий Николаевич Неёлов, достаточно сложна. Как любая теория. Но практическое применение её неоспоримо. Причем, не только в работе актера над ролью в классическом спектакле. Однако многие спектакли «квадрата» - это сплошная импровизация. Когда нет текста, нет сценария, нет сюжетной линии, нет режиссера. Каждый актер, выходящий на сцену – сам себе режиссер. Себе и другим. Поскольку на сцене актеры взаимодействуют. И в этом взаимодействии рождается и текст, и сюжет, и режиссерские находки. Да, бывают и провалы. На сленге «квадратовцев» это называется «висом». Так и говорят «вы висите», «вы повисли». Импровизаций в «Чёрном квадрате» всего три: «чистая», «грязная» и «плоты». «Чистая» или «чистый раунд» - это когда актеры заранее не договаривается друг с другом о том, что каждый из них будет играть. Не оговариваются ни место события, ни время, ни обстоятельства. Короче, всё, что угодно. И начиная играть «во здравие» вполне можно закончить «за упокой». Правда, «квадрат» чаще всего поступает наоборот. Похороны могут закончиться пирушкой ангелов на небесах, а развод – обретением бывшим мужем новой сексуальной ориентации.
В «грязной» импровизации как раз оговариваются некоторые детали, выстраивается некий сюжет. Но все равно текст рождается «по ходу». Тут ценится умение «пристроится» к партнеру – в эстетическом понимании этого слова. То есть, отреагировать на реплику, оценить ситуацию, измениться самому, если ситуация изменилась. Если «грязная» импровизация проходит удачно, она остается в репертуаре, но уже в виде этюда. Этюды – в понимании и интерпретации Неёлова – это маленькие спектаклики. Эдакие миниатюры. Начиная от банальных «он, она и третий» и заканчивая глобальным «в чём смысл жизни?» Некоторые из этюдов вырастают в целые спектакли.
И, наконец, «плоты». Импровизационное упражнение, направленное на оттачивание актерской техники, переросло в некое представление сродни, может быть, эпохе зарождения уличных театров, когда представление тоже рождалось прямо на глазах у зрителей. Как у ярмарочных Петрушки и Арлекина на площади, «на плоту» тоже оговорены некоторые рамки. Там – ширма, здесь – кусок чёрного бархата квадратной формы, расстеленного прямо у ног зрителей посреди зала. И зрителя во время «плотов» тоже рассажены по краям неким вторым квадратом. А на первом квадрате, на этом самом «плоту» идет.… Нет, не игра, а кусочек жизни. Условия, то есть рамки, предельно просты: корабль пошел ко дну, на плоту спаслись четверо, еды – завались, питьевой воды – залейся, погода – преотличнейшая, шторм не предвидится, акулы – не водятся. Все уже перезнакомились и, как интеллигентные люди, начинают решать судьбы мира. Кстати, бывает, на плоту появляются и не совсем интеллигентные люди. Но либо актеры не могут до конца подавить в себе среднее или незаконченное высшее образование или их неинтересно слушать. И, правда, кому интересна деградировавшая личность? Разве что какой-нибудь «шариков» порадует.… Но такой будет интересен только при нормальном отыгрыше остальных. Кстати, спектакль «Сказки усталых городов», главным героем которого является бомж, получил «Гран-при» на Международном театральном фестивале «Рампа» в Днепропетровске.
Сегодня «Чёрный квадрат» фактически является единственным реально действующим народным театром в Киеве. А формально… Формальный подход нашего государства к искусству не позволяет этому самому искусству выживать. То есть, даже заработанные любым театром деньги облагаются такими же налогами, как коммерческое предприятие. А театр не может быть коммерческим предприятием – во всем мире искусство дотируется государством. Да, он может приносить прибыль! И окупать себя. Но только в том случае, если государство или меценаты помогут театру развиться, стать на ноги и окрепнуть. Тем более что в случае с «Чёрным квадратом» это совсем нетрудно: каждое воскресенье здесь аншлаг – в зал на 300 мест постоянно каким-то образом протискивается еще человек 150! И это – на спектакли, так сказать, самодеятельного театра!
Парадокс: с одной стороны, неизбежен тупик – ведь в народном театре играют непрофессиональные актеры. А это значит, что в определенный момент человек, отстоявший смену у станка или, отчитав студентам положенное количество лекционных часов, не сможет физически развиваться, как актер. Просто не хватит энергии. С другой стороны, именно непрофессиональные актеры привносят свежую кровь в несколько одряхлевшее тело классического театра. Есть реальные примеры – Александр Филлипенко, Семен Фарада, которые пришли из КВНа. И вообще, кто такие профессионалы театра – те, кто получили профессиональное театральное образование или те, кто зарабатывают на жизнь театром? Константин Станиславский не имел профессионального театрального образования.
Что же мешает театру-студии творческой импровизации стать на ноги. То есть, перейти в разряд профессионалов? Создать театр на базе театра-студии можно. Если студия уже была при театре. Театре профессиональном. Иначе…Огромное количество различных документов, регистрация, разрешения.… Опять же, у молодого театра нет своего помещения. Где его взять? Арендовать? Ну, сцену-то или концертный зал арендовать можно. А репетиционные помещения? А свет, звук, одежда сцены, декорации, костюмы, которые «Чёрный квадрат» накопил за эти 10 лет? Всё это так просто не решается. Теперь самое главное – люди. Прекрасный коллектив с наработанным игровым опытом, обученные и вышколенные мастера импровизации. Люди, которые зарабатывают на жизнь вовсе не игрой на сцене. Хотя вполне могли бы. Но ведь это серьёзный, ответственный шаг – взять и круто изменить свою жизнь. Вот, скажем, человек работал бухгалтером, содержал семью и вдруг в один прекрасный момент стал … артистом. И не где-нибудь в Театре на Таганке или им. Леси Украинки, а в мало известном, хотя интересном театре. К тому же возрастной ценз – многие актеры «Чёрного квадрата» благополучно миновали тот заветный рубеж, когда еще можно учится мастерству актера в театральных институтах или училищах. Впрочем, возникает вопрос – а надо ли? И вот именно этот вопрос заставил руководителя театра-студии «Чёрный квадрат» Анатолия Неёлова наконец-то сделать попытку открыть свободный доступ к новой системе подготовки актера на базе метода творческой импровизации. Другими словами, качественный переход народного театра-студии к театру профессиональному будет состоять из трех составляющих. Во-первых, уже сейчас не только ведется работа по организации нового набора в студию при театре, но и создается студия для всех желающих, независимо от возраста, которые хотят обучаться актерскому мастерству. Причем, в этой студии упор делается не на перспективу игры на сцене, а на применение полученных знаний и опыта в реальной жизни. «Весь мир – театр, а люди …» То есть, эта студия будет представлять некий сплав творческой мастерской, кабинета психоаналитика и бюро добрых услуг. Впрочем, если человек, который уже состоялся в жизни, как бизнесмен, политик, ученый или школьный учитель, почувствует в себе силы и желание играть в театре – нет проблем. Набор в студию при театре тоже не страдает ограничениями по возрасту. Любой желающий может попытаться попасть в «Чёрный квадрат». Если пройдет отборочный тур. А потом еще один. И еще.… Почти как у классика «… должен остаться только один!» Ну, не один, конечно, но из 50 человек обычно в театре остается человек 7.
Что же касается театра, то там тоже кипит работа по переходу в новое русло. Пока неизвестно, как точно будет выглядеть обновленный «Чёрный квадрат», но в том, что спектакли этого театра зрители Киева и других городов Украины увидят, нет никаких сомнений. Уже сейчас есть предложения поучаствовать в нескольких международных театральных фестивалях, провести ряд гастрольных туров по Украине, в частности, в Крыму. Некоторые актеры театра активно сотрудничают с телевидением, разрабатывается план создания так называемых «уличных спектаклей» - вспомним хотя бы «Театр на Бродвее» или театр Бертольда Брехта. Одним словом, планов – громадьё. Но это совсем не значит, что в этих планах нет места новым идеям и конкретным предложениям. Несмотря на мистическое и даже, в некоторой степени, эстетское название «Чёрный квадрат» открыт для общения со всеми. Главное – чтобы у всех было желание общаться. И, что немаловажно, умение. Ведь общение – это, в сущности, тоже искусство!
Александр Воронцов
Офіційне представництво "Чорного Квадрату" в інеті