Увійти · Зареєструватися
 

Галереї

 
 
Потік Афіші Галереї Інформація

Рафал Питель

РАФАЛ ПЫТЕЛЬ (Польша)

«ГРАФИКА И ОБЪЕКТЫ»

Те, кто наблюдают за современным состоянием развития графических тенденций, объективным отражением которого является знаменитая Краковская Триеннале графики, легко заметит, что творчество Пытела вписывается в четко прослеживающееся минималистическое направление в современной печатной графике, особенно, собственно, польской и чешской. Характерной чертой этого направления является обращение к минимальным средствам выразительности – простота абстрактных композиции, построенных на чередовании геометрических и линейных ритмов, минимальное использование цвета, которое, в основном, сводится к преобладанию ахроматической (черно-белой) гаммы. Однако, если в большинстве случаев подобный графический минимализм достигает с помощью средств компьютерной графики, Пытел обращается к более «архаичной», рукотворной технике линогравюры.

Эта минималистическая тенденция в современном искусстве графики многое говорит о самой природе графики – самом абстрактном из изобразительных искусств и самом, пожалуй, древнем. Линия – изобретение человеческого ума, в природе она, как таковая, не существует. Это максимальная абстракция, однако, с помощью нее можно творить миры. Словно возвращаясь к истокам искусства, к первым «неолитическим макаронам», каковые были не чем иным, как графическими изображениями на стенах пещер, первыми «знаками человека», с помощью которых он впервые провозглашал свое «я есмь» в истории этой вселенной, графический минимализм размышляет над сущностью графики как таковой. Линия и ритм, чередование светлого и темного – это те составляющие, из которых складывается все дальнейшее искусство (раскрашенное или нераскрашенное). Размышление над этими основополагающими абстракция – занятие воистину достойное, ибо оно, подобно восточным практикам медитаций, приводит к успокоению того «ментального шума», который заполняет наше сознание благодаря массе факторов, включая и «разноцветные» масс-медиа. Концентрация на черно-белых ритмах уводит в мир абсолютных абстракций, очищает и упорядочивает мыслительные процессы.

Поэтому работы Рафала Пытела, которые есть в первую очередь графика, даже если и превращены в некие «объекты», вызывают ассоциации с буддийским мандалами – специальными объектами для медитации, посредством которой достигается просветление (или хотя бы относительное успокоение «ментальных шумов»). Подтверждением этого сугубо субъективного ощущения стал тот факт, что одна из серий была навеяна таким замечательным явлением японской культуры, тесно связанным с учением Дзен, как японские сады камней. Работы из этой серии – это как бы «взгляд сверху» на такие сады, своеобразные «топографические карты» идеальных ландшафтов. Названия этих работ подобны японским трехстишиям хокку – вызывают мощные ассоциации при минимуме средств выразительности – «И ничего вокруг нее, кроме воздуха»… Увлечение учением Дзен, японской культурой вообще, характерно для западного сознания ХХ, а теперь уже и ХХI века, жаждущего избавления от проблем, им же самим порожденных. Искусство часто занято теми же проблемами, оно ищет чистоты, пустоты от навязчивых социальных содержаний. Поэтому многие молодые художнику, к каковым принадлежит и Рафал Пытел, уходят от нарочитой социальности и проблемности актуального искусства в мир чистых абстракций. Обладающие огромным потенциалом интерпретаций, к каковым понукает и «велеречивость» названий некоторых работ (как, к примеру, «Святой Себастьян и Три грации»), такое искусство, в первую очередь, апеллирует все же к Великой Пустоте. Суетливое движение мысли приостанавливается, сознание следует ритму, заложенному в «кристаллических решетках», состоящих из черно-белых чередований точек, линий, геометрических фигур, или затягивается, как в воронку черной дыры, «зооморфными» абстракциями из области молекулярной биологии или даже субатомной физики – таких же непостижимых для обыденного сознания феноменов, как и состояние просветления. Такая графика для долгого созерцания, ибо только тогда проявляется ее истинная сущность фактически ритуальных объектов.

Александра Филоненко

искусствовед

 
 
 
 
 

Гостиница Днепропетровск |  Светильники Днепропетровск |  Рекламное агентство |  Сауны Днепропетровска