Увійти · Зареєструватися
 

MP3

Схід-Side SkhidSideman - 2008 5,33 Mb
Схід-Side Autumn in the Glier School (2006 р.) 7.94 Mb
Потік Афіші MP3 Товари Інформація

Автори / Схід-Side / Дудук в кастрюле (про харківський Jazz-фестиваль)

Прошедший в Харькове фестиваль «Искусство толерантности» показал, как можно за небольшие деньги и без помощи государства устроить праздник для джазменов и меломанов

В Харькове любят джаз. Бывшая столица Украины дала стране немало ярких джазовых музыкантов. Например, бенд «Схід-Side», вошедший на одном из фестивалей Getxo в Испании в четверку лучших европейских команд. Или Сергей Давыдов, который со своими партнерами из «Харківського Джаз Тріо» является постоянным участником престижных джазовых форумов и преподает джазовое искусство в местной консерватории. А в харьковском музыкальном училище хотя и не обучают джазу, но зато дают будущим джазменам хорошую академическую базу. Кроме того, среди местных меломанов немало настоящих ценителей, знатоков и просто любителей джаза. И при этом за всю историю полуторамиллионного города здесь не было ни одного крупного джазового форума, хотя в других городах и даже городках Украины их с каждым годом становится все больше и больше. Состоявшийся недавно в Харькове I Международный джазовый фестиваль «Искусство толерантности» исправил эту ошибку.

Деньги на барабан

Сбор средств на проведение феста начался с того, что один из его организаторов, харьковская Гуманитарная студия «Хвиля», подала в посольство Канады заявку на проведение культурного мероприятия в форме джазового фестиваля, пропагандирующего открытость и терпимость. И получила на это грант в размере двух тысяч канадских долларов (ЮНЕСКО объявило 2007-й годом толерантности). Сумма не такая уж большая, но начало было положено. Продюсерский центр ХТЦ («Харківський театральний центр»), который давно сотрудничает со студией «Хвиля», идею подхватил. Подключились принимающие постоянное участие в культурной жизни города-спонсоры, понимающие, что бизнес живет не только прямой рекламой, но и создающими устойчивый положительный образ имиджевыми акциями.

У государственных структур организаторы материальной помощи не искали. Продюсер «Хвилі» Борис Захаров объяснил: «Логика у чиновников проста: если мы вам что-то даем, то вы нам обязаны». Быть кому-то обязанным и предоставлять сцену для решения каких-то политических задач ни организаторам, ни джазменам совсем не хотелось. Один из музыкантов участвовавшей в фестивале украинско-польской группы «Трио Яремчук-u1058 Токар-Боровецкий» Юрий Яремчук сформулировал свое понимание джаза так: «Главным отправным пунктом этой музыки, ее фундаментальной идеей является свобода». Музыкальных коллективов, пожелавших участвовать в форуме «Искусство толерантности», оказалось около тридцати, причем не только харьковских. Но по финансовым и организационным причинам устроители остановились на десяти коллективах и ограничили фестиваль двумя днями. При этом руководствовались соображением, что пока самое главное для харьковского джазового фестиваля не размах, а регулярность. А это значит, что нужно в первую очередь приобрести организационный опыт и приучить слушателей к еще непривычному для них джазовому форуму, «показать музыку».

Концерты решили проводить на постоянной площадке ХТЦ — в зале Дома актера на двести мест. Цена билетов составляла от тридцати до пятидесяти гривен. Ни о какой окупаемости речи не шло: во всем мире джазовые фестивали — мероприятия убыточные. Зал всех желающих не вместил, билеты были распроданы задолго до начала фестиваля, и поэтому обладателям контрамарок пришлось стоять в единственном проходе и сидеть на приставных стульях. Так что на будущее организаторам придется решать еще и эту проблему, что не так легко. У них отличные отношения с местной филармонией, однако обстановка там академическая, располагающая к тишине. А тут — толпа людей, одетых никак не в вечерние костюмы, шум, гам, смех.

Люди и стили

Открывал фестиваль местный коллектив «Карфаген», основанный несколько лет назад харьковским композитором Антоном Калугиным. Арт рок, который они исполняли на двух клавишных установках, гитаре, бас-гитаре, ударных, баяне и сменяющих друг друга деревянной флейте, волынке и колесной лире, напомнил о старых добрых Yes и Procol Harum. Несмотря на то что «Карфаген» хорошо знают в Европе, США, Японии, Канаде, харьковское выступление было, по сути, только вторым публичным появлением коллектива на большой сцене. Дело в том, что он изначально создавался как студийный проект и добился на этом поприще серьезных успехов: в его дискографии-два выпущенных в Канаде диска, один из которых (Continium) три недели продержался в первой десятке канадских альбомов прогрессивной музыки. Чтобы оценить это достижение по заслугам, надо учесть, что даже самые лучшие рок-коллективы постсоветского пространства добивались успеха за океаном только на уровне выступлений в клубах. Для украинского рокмузыканта продержаться три недели среди лидеров канадской топ-сотни почти равноценно тому, как если бы харьковская хоккейная команда заняла среднюю позицию в канадско-американской хоккейной лиге.

Одной из задач фестиваля было показать харьковским музыкантам, что они нужны и интересны местным слушателям Рок-группу пригласили на джазовый фестиваль не случайно. Его организаторы сразу заявили, что ключевое слово в его названии «толерантность» можно применить и к музыкальным стилям, и пообещали слушателям, что они услышат не только джаз, но и фанк, лаундж, фолк, перкуссионные шедевры. Антон Калугин поддержал их, сказав, что видит «Искусство толерантности» не чисто джазовым фестивалем, а как симбиоз джаза, рока, этнической музыки. Универсальную теоретическую базу под это подвел Сергей Давыдов: «Импровизация есть? Есть. Значит — джаз».

Мастера перкуссии явили на фестивале самый яркий пример воплощения толерантности не только в музыке, но и в человеческом сообществе в виде межэтнического сотрудничества. Любовь к ударным инструментам объединила в коллектив «.UA» двух граждан Сенегала Силла Мамаду, Ниянга Элимана и двух азербайджанцев, братьев Орхана и Ширхана Агабековых. Сенегальцы учатся в Харькове, а азербайджанцы уже стали местными жителями. Представители Африки и Азии чудесно нашли общий язык на украинской сцене и устроили зажигательное драм-шоу.

Столь же убедительный пример отличных межэтнических отношений в жизни и в музыке представил на сцене украинско-израильский коллектив Anno domini, использующий элементы испанского, арабского, еврейского и крымско-татарского (недавно присоединился перкуссионист Рустем Бари, друг и соратник знаменитого Энвера Измайлова) фольклора в соединении с джазом, роком и академической музыкой.

Музыка на закуску

Что касается классического джаза, то из всех участников «Искусства толерантноcти» ближе всего к нему была группа из Иркутска «Доктор джаз». Во время выступления россияне не забывали и о латиноамериканской, и электронной музыке. Как выяснилось, перед фестивалем с ними случилась неприятная история. Иркутские джазмены еще в прошлом году договорились с тремя киевскими клубами, что дадут там концерты перед выступлением в Харькове. Но буквально накануне их приезда все клубы отказались от своих обязательств. А график поездок коллектива из пяти человек уже был составлен. Ситуацию спас управляющий делами одного киевского ресторана, сам в прошлом музыкант, где «Доктор джаз» дал бесплатный концерт для посетителей ресторана.

Случай с иркутянами стал поводом для разговора о том, насколько неустойчиво сегодня в Украине материальное положение джазменов. Так, например, чтобы зарабатывать на жизнь, некоторые первоклассные украинские джазовые музыканты идут сегодня в популярную музыку. Ситуация получается неоднозначная.

Благодаря джазменам отечественная попмузыка становится качественнее. Зачаcтую именно им обязаны хорошей инструментальной, а то и вокальной частью своих композиций многие представители украинской эстрадной элиты. А джазовым профессионалам набеги в поп-музыку дают возможность заниматься любимым делом и зарабатывать на жизнь. Однако это отнимает время, силы и, как говорят сами музыканты, может вызвать привыкание. В результате выигрывает поп-музыка, но страдает джаз.

Чисто джазовыми концертами много не заработаешь. Некоторые украинские джазмены уже в состоянии собрать большой зал, чему есть примеры. Но на это не всегда идут концертные организации. А многие направления джаза заранее предполагают небольшую аудиторию. Такой джаз — музыка преимущественно клубная. Однако настоящих джазовых клубов в Украине очень мало. Чаще всего это просто развлекательные заведения или рестораны, куда приглашают поиграть джазменов. Это тоже не самый худший вариант, хотя многие серьезные джазовые музыканты такого сочетания не приемлют. К тому же, если в таком клубе нет арт-директора, а руководство плохо разбирается в джазе, непонимание становится взаимным. И не только в Украине. Юрий Яремчук приводил примеры, что даже на родине джаза, в США, были случаи, когда музыкантов выставляли на улицу посреди концерта. Происходит это из-за непонимания сложной музыки, не вписывающейся в привычный для хозяев клуба контекст. По словам Яремчука, у него во время выступлений тоже бывали конфликты с клубными администраторами.

Юрія Яремчук. Марк Токар На харьковском джазовом фесте с «Трио Яремчук-Токар-Боровецкий» таких проблем не возникло. Организаторы знали, кого они пригласили, да и публика заранее была настроена на разнообразную музыку. И украинско-польский джазовый авангард, открывавший второй день фестиваля, пошел «на ура». Правда, сегодняшнего слушателя уже не удивишь использованием крышек от кастрюль в качестве ударных инструментов и игрой на контрабасе порванным смычком. Другое дело — продемонстрированная Юрием Яремчуком игра на двух саксофонах одновременно. Если говорить серьезно, ансамбль, использующий в своих импровизациях элементы джаза, академического авангарда и этники, понравился харьковчанам не эпатажем, а современностью своей музыки. Недаром украинско-польский ансамбль активно гастролирует по миру и участвует во многих фестивалях, акциях, хепенингах.

Активно разъезжает и выступивший на фестивале Квартет Сергея Давыдова, в котором Давыдов играет со своими постоянными партнерами из «Харківського Джаз Тріо» и с киевским саксофонистом Александром Рукомойниковым. Недавно он выпустил диск «Українські JAZZові Танки» (от слова танок, то есть танец). Все композиции на нем — исключительно авторские. (Сейчас многие украинские джазмены отходят от исполнения чужой музыки, все больше играя и записывая собственную.) С этой программой коллектив в прошлом году объехал пол-Украины, а в следующем, вероятно, объедет и оставшуюся половину.

Во всем мире джазовые фестивали — отличное место для продажи дисков с записями выступавших, ведь у слушателя есть возможность заранее оценить, что ему предлагают. Хотя для украинских джазменов запись дисков пока не столько источник доходов, сколько потребность оставить о своей музыке не только живую, но и зафиксированную память.

Джазменов ждут дома

Под стать мэтрам были молодые харьковские студенты из Kharkiv aqoustic quintet, играющие модерн-джаз и собственные авторские пьесы. На фестивале выступили и молодежных харьковские коллективы, хорошо вписывающиеся в сегодняшнюю молодежную клубную культуру — «4.А. Й. К.А.» и «Коло». Их лидеры перед выступлением тоже говорили о том, что музыка, которую они играют, — не джаз в традиционномпонимании этого слова. Может быть. Но именно такая музыка звучит сегодня в ночном эфире на самой джазовой радиостанции Украины «Ренессанс» — бесконечная, затягивающая, откровенно танцевальная у «4.А. Й. К.И.» и медитативная, с заходом в фольк — у «Кола». Последний коллектив — еще один пример интернациональной дружбы. Здесь, кроме украинских музыкантов, играют армянин Баграт Геворгян (на саксофоне и дудуке — древнем деревянном духовом инструменте) и уже упоминавшийся азербайджанец Орхан Агабеков.

Гурт Коло Эти коллективы идеально смотрелись бы в престижном ночном клубе любого крупного города, и не только украинского. Однако все-таки для самих музыкантов было бы лучше, чтобы они остались в Харькове, а не пополнили список музыкантов, переехавших из украинских регионов в Москву или Киев. Контрабасист «Трио Яремчук-Токар-Боровецкий» Марк Токар посетовал: «В Киеве музыканты почему-то растворяются. Столица перемалывает их, ребята не выдерживают. Мы, львовяне, играем дома». Правда, этот коллектив выручает еще и близость польской границы, и наличие в его составе поляка Пшемыслава Боровецкого. Ведь Польша издавна считается страной джаза. Однако во многом Марк Токар прав. Желание признания во всех его проявлениях — главная причина, по которой украинские музыканты едут в столицы. Но ведь они нужны и у себя дома. Дать артистам это понять и прочувствовать было одной из задач фестиваля. В Харькове очень популярны музыкальная и юмористическая эстрада, концерты рок-музыкантов. Теперь пришло и время джаза — об этом красноречиво свидетельствовал переполненный во время фестиваля зал Дома актера.

Александр Зубко, «Эксперт»
Фото автора

 
 

Додав Art-Vertep 01 лютого 2007

 
Коментувати
 
 
 

Гостиница Днепропетровск |  Светильники Днепропетровск |  Рекламное агентство |  Сауны Днепропетровска