Автори / Проект ДНК міста / Як Люблін відкривав культуру у собі
Польский город Вроцлав выиграл право называться Европейской столицей культуры 2016 года. За это звание также боролись Варшава, Катовице, Гданьск и Люблин.
Решение жюри было единогласным. Вроцлав получит награду в размере 1,5 миллиона евро на развитие культурных проектов. Интересно, что в ходе голосования в Интернете, однако, Вроцлав уступил первое место городу Катовице, а Варшава заняла последнюю строчку в рейтинге пользователей Всемирной сети.
В свое время заявку на этот почетный статус пыталась подать и Киевская городская администрация, но заявка была отклонена Европейской комиссией как «не соответствующая условиям конкурса». Все дело в том, объясняет главный редактор интеллектуального журнала «Res Publica Nowa» (Польша) Войцех Пшебильский, что киевляне делали упор на наличие разнообразных учреждений культуры и туристических объектов, которых немало в столице Украины. А суть проекта «Европейская столица культуры» не в увеличении притока европейских туристов в город, то есть не в «импорте», а в «экспорте» города в Европу, чтобы показать, как город своим своеобразием и уникальностью влияет на культурное пространство Европы и мира. И для этого не обязательно обладать формальным статусом столицы.
Об этом шла речь в Харькове, куда польские гости из Люблина — финалиста конкурса «Европейская столица Европы», приехали специально, чтобы рассказать о своем опыте в поисках культурной идентичности в рамках проекта «ДНК города».
Проект «ДНК города» — цикл дискуссий, целью которых является создание условий для максимально активного участия жителей в развитии культурной политики своего города и принятия властных решений, направленных на культурное развитие.
Задачей проекта «ДНК города» стало решение двух основных проблем местного самоуправления, присутствующих во многих городах Польши и Украины. Первая из них касается низкого уровня участия граждан. Вторая проблема обусловлена тем, что культурная политика властей, как правило, не учитывает реальные потребности людей, интересующихся культурой. Отсутствие надлежащих механизмов сотрудничества граждан с органами власти мешает последним правильно диагностировать потребности своего сообщества. В частности, это происходит и потому, что граждане не знают, как представить эти потребности власти. Отсюда неэффективное управление учреждениями культуры и недостаточное финансирование культурных мероприятий, если речь, конечно, не идет о помпезных праздничных или предвыборных концертах на площадях.
— Каждый город уникален и обладает собственным генетическим кодом, — подчеркивает польский журналист Павел Лауфер. — Нужно лишь суметь увидеть это.
Павел, защитивший докторскую диссертацию по эстетике в Люблинском Католическом университете им. Иоанна Павла II, проектирует координацию культурной политики Люблина с регионами Восточной Европы, а также был соавтором программы «Люблин. Европейская столица культуры 2016».
Эта муниципальная программа называется «На Восток. Культура-2020». Почему «на Восток»? По словам Павла, слово «восток» и «восточный» в Евросоюзе ассоциируется с постсоветским пространством, что в глазах европейцев отождествляется с отсталой периферией континента. И Люблин, как самая восточная точка на карте Польши, близкая к границам Украины и Беларуси, в польском обществе воспринимался как нечто второсортное, обреченное на вечную провинциальность. И это несмотря на то, что Люблин традиционно был и остается университетским центром польского государства.
— Этот комплекс второсортности настолько сковывал людей, что они даже не могли подумать о возможности перемен, — рассказывает Павел. — В Варшаве, по данным социологического опроса, на вопрос, что вы знаете о Люблине, который находится от столицы всего в 170 км, респонденты не могли ответить, где находится этот город и какие вызывает ассоциации. Если говорить о культуре, то в центральных СМИ Польши практически ничего не писалось о Люблине. Политика и скандалы — единственное, что интересовало общенациональную прессу.
— Что ж, город, о котором никто ничего не знает? Превосходно! — продолжает Павел Лауфер. — Мы пришли к выводу, что именно это и есть отправная точка для формирования имиджа города. Наша «восточность», многообразие культурных проявлений и контактов с огромным евразийским пространством, вплоть до Казахстана, стали нашим знаменем. Тем более что это совпало с программой Евросоюза «Восточное партнерство».
Кстати, несколько лет назад Люблинский католический университет, Институт Центрально-Восточной Европы (Люблин), Государственный университет им. Марии Кюри-Склодовской (Польша) и несколько украинских университетов подписали соглашение о создании европейского коллегиума польских и украинских университетов. К сожалению, отмечает Павел Лауфер, инициатива затухла. В общем, Люблин продолжал существовать как город без характера, город, которого словно бы и нет.
— И вот мы поняли, что можем подать заявку на конкурс и вытянуть город со дна на поверхность. Наступил миг переосмысления, мы достали свои тузы из колоды, чтобы показать их всей Польше и Европе. Мы — ворота на Восток, мы — послы во взаимоотношениях Запада и Востока. Многокультурность и открытость на Запад и Восток — это наша ценность. И мы с этим победили на первом этапе конкурса, когда из 12 польских городов в финал вышли лишь пять. И именно на это обратила внимание комиссия, которая принимала решение.
Если бы в Харькове возникла такая инициатива, важно понять, как культурно-генетический код города формирует его облик и каким образом граждане могут повлиять на перемены? Следует ответить на вопрос, как сделать так, дабы бизнес, политика, наука и культура не взаимоисключали друг друга, а сотрудничали в едином культурном пространстве?
Без участия общественности, считают польские гости, это невозможно. В Люблине все начиналось с общественных «круглых столов» с участием деятелей культуры и искусства и общественных организаций, объединивших разрозненные творческие группировки вокруг идеи «На Восток. Культура-2020», затем к ним вынуждены были присоединиться чиновники. В конце концов в мэрии Люблина был организован отдел, главная цель которого — привлечение инвесторов для поддержки проекта. И сегодня одно из главных стратегических направлений развития Люблина — развитие культуры, особенно презентация культуры восточных соседей в Люблине и других европейских городах. Город приглашает артистов из Украины и других постсоветских стран, полагая, что без этого Люблин был бы неинтересен собственным гражданам и другим жителям Европы.
Сегодня Люблин уступил первенство в конкурсе более «западному» Вроцлаву. Но от предпринятых усилий вовсе не потерял, а приобрел. Во-первых, бесценный опыт создания действенного партнерства между правительственными и неправительственными организациями, работающими в сфере культуры, дал оценку культурной политике и влиянию граждан на нее, обкатал инновационные инструменты мониторинга культурной политики (культурные карты городов, аудиты культурных событий, социально ответственная культура и т.д.). Ну, а во-вторых, положено начало долговременному партнерству между, прежде всего, ближайшими соседями — художественными и культурными средами Украины, Беларуси и Польши, формированию примера позитивной и реальной европейской интеграции Украины через культурные проекты.
А, в-третьих, само название программы «На Восток. Культура-2020» свидетельствует, что ее авторы не ограничиваются 2016 годом, а изначально заглянули на несколько лет вперед.
Елена Зеленина
Время
Додав Sh.Ocean 07 липня 2011
Про автора
Проект «ДНК міста» - цикл дискусій, метою яких є створення умов для максимально активної участі жителів у розбудові культурної політики свого міста та прийняття політичних рішень, використовуючи інноваційні методи залучення громадян.