Увійти · Зареєструватися
 
Потік Статті Інформація

Автори / Олександр Рєзнік / Післямова по виставці О. Резника в Худ.Музеї

Сотворённые по своему разуму и умению.

Когда впервые в 1993 году в Днепропетровском художественном музее были выставлены холсты Александра Резника который в то время был еще студентом Киевского художественного государственного института, стало ясно, что перед нами творческая личность с ярко выраженным оригинальным взглядом на мир и живописной своеобразной пластикой. Концептуальную идею А. Резника можно проследить исходя уже от ранней авторской практики, которая, по признанию самого художника многое взяла из искусства Марка Шагала. Однако. творчество днепропетровского живописца плоть от плоти украинской культуры, особенно той ее части, что вобрала в себя ироничную мудрость сельских философов и гоголевский гротеск, восхищение многоликостью земного бытия и фантасмагорию народных преданий и праздников. Но ловить художника на прямых аналогиях и традициях значит в чем-то умолять его творческую своебытность. Талант всегда богаче, но и беззащитней перед словесными ярлыками. Лучше всего принимать его таким, каков он есть.

Александр Резник пришел в искусство, по сути зрелым человеком с вполне определившимся желанием стать художником. После армии, почти без специального обучения, он с первой попытки поступает в Днепропетровское художественное государственное училище. Но уже к третьему курсу обгоняет по живописи и особенно композиции многих своих более подготовленных сокурсников, как бы еще раз подтверждая общепризнанную истину - только трудолюбие позволяет таланту раскрыть свои возможности. Институт дал творческую огранку полученным знаниям и профессиональным навыкам, позволил определить свой путь в искусстве.

Неординарность избранного пути засвидетельствовали картины, которыми он защищал свой диплом ("Прощение" 1994, "Мыслитель" 1995, "Созревание" 1995) . В современном искусстве, где язык каждого автора, фактически непереводим ни на какой другой, мотив сюжета является как бы точкой отсчета, отталкиваясь от которой можно пускаться в длительное путешествие интерпретаций. Так и работы А.Резника иногда позволяют вместе с автором досочинять его композиционные парадоксы, то заставляют вязнуть в ассоциативной нелогичности его образов. Они требуют от зрителя не только интуитивного, но и умозрительного восприятия.

Его Мыслитель, с невидящими глазами, в задумчивой отрешенности подпирающий голову ногами - с одной стороны некий вечный архетип воплощенной мысли, с другой, фантомообразное существо, словно по капризу дальних сил , занесённое в нашу бытность из невидимого мира, гениев и духов. Неоднозначность восприятия картинных персонажей художника обусловлена его безудержной фантазией. Однако, фантазии Л. Резника это не мистическая магия образов Михаила Булгакова. Это население лубка и балагана, причудливые жители коляды, а в более отдаленном родстве - персоналии театра абсурда. Поэтому и гуляют в его картинах по неведомым лесам львы с человеческим лицом ("Тревого" 1994), а африканские жирафы охотятся в Кулебовских “джунглях" ("Охота жирафа в

Кулебовских джунглях" 1993), оттого известная легенда о герое сокрушающем великанов оборачивается ироничной демонстрацией победителя; сражающегося с мухами ("Победитель" 1999) , а вечный образ красоты в облике Венеры-Данаи становится поводом для создания как бы притчи о матери-земле, кормящей грудью все живое, если бы не слишком показательная метафора гротеска - струйка молока из груди, взметнувшаяся смешным фонтанчиком ("Фонтанчик" 1995).

Многозначительность образов определятся и композиционно-пластическим ходом художника. В живописных работах А. Резник начинает с утверждения материальной плоскости холста, закрашивая поверхность одним ровным цветом. Затем единое красочное поле делится на отдельные пространственные планы новыми цветовыми плоскостями. Полученные локальные зоны, в свою очередь, вновь структуризируются введением все более и более разнообразных живописно-пластических элементов.

При этом, однако, условное пространство сохраняется неглубоким. Автор считает что долевая перспектива чужда искусству живописи и способна лишь разрушить выразительные возможности картинного образа. Думается, что такая творческая позиция складывалась не без влияния того же М. Шагала, особенно позднего его периода. Павла Филонова, у которого художник учится претворять пластический анализ в духовный синтез.

Но влияние не есть подражание.

А.Резник, питаясь от источников художественной премудрости великих мастеров XX века, остается самим собой - этаким "кулебовским философом", "мужичком себе на уме", который лукаво экспериментирует со своими живописными притчами, пользуясь принципами экстравагантных смесей средневековых алхимиков из пестрых кусочков лубочных придумок и народных присказок. ("Дыхание" 2001 , "Кепка" 2001 , "Ангел лета" 2001 , "Нет" 2001 ).

Из этого сплетения логичных и нелогичных персонажей, объемов и красок, смешанных одновременно в гармонии и дисгармонии постепенно вырисовывается по балаганному яркий загадочный мир, завораживающий в равной степени как почитателей, так и отрицателей таланта художника.

Эта завороженность исходит в большей степени от живописного решения, которому А. Резник всегда уделял большое внимание, а в последние годы особенно. Цветовые эффекты, позволяющие краскам переливаться, как драгоценные камни, вспыхивать ярким сиянием зеленого, оливкового, синего, оранжево-красного, рождаются на их контрастном сопоставлении. Интенсивная цветовая палитра полотен конца 90-х, их напряженная пластическая драматургия - результат скопления творческой энергии, которая, нарастая с каждым годом. грозит стать взрывоопасной. Но последующий почти неминуемый взрыв не обязательно будет разрушительным. Он позволит очистить живописное пространство для нового, более глубокого витка авторских поисков духовной сути. Поэтому А.Резник и подготовил новую персональную выставку, которая открылась в залах Днепропетровского художественного музея весною этого года. Он явно ощутил необходимость взглянуть на себя со стороны, остановиться и поразмышлять о дальнейшем пути творческого следования. Пробные шаги, прокладывающие этот новый путь, художник делает в графике.

Этот более мобильный вид искусства дает возможность ему свободнее экспериментировать в области новых формообразований, цветовой и фактурной пластики. Идет постепенная наработка особой изобразительности, которая призвана не описывать реальные сущности, а творить с их помощью свои художественные мифы об окружающем мире.

Творческая практика Александра Резника, вписываясь в общее движение художественных процессов украинского искусства на рубеже тысячелетий, позволяет говорить о появлении яркой авторской индивидуальности. Она то и является главным мерилом подлинного таланта.

Л. Тверская,

- искусствовед

- директор ДХМ

- член Национального Союза художников Украины.

 
 

Додав Art-Vertep 30 травня 2002

Про автора

Народився 3 липня 1963 р. у селі Городковка Вінницької області. 1986–1989 — навчався у Дніпропетровському художньому училищі ім. Вучетича (курс Л. О. Антонюка).

 
Коментувати
 
 
 

Гостиница Днепропетровск |  Светильники Днепропетровск |  Рекламное агентство |  Сауны Днепропетровска