Увійти · Зареєструватися
 
Потік Інформація

Автори / Ассоль Овсяннікова / Анатолий Дудка: «Нас воспринимают как нахлебников»

Сегодня наши герои — творческие люди, умеющие дарить радость, улыбки, эстетическое и  художественное наслаждение своим искусством, будь-то спектакль, картина, скульптура или просто песня. Мы будем говорить об общечеловеческих и личностных проблемах, попробуем приоткрыть тайны закулисной жизни в широком (и в узком) понимании этих слов. Помните детскую песенку «Ужасно интересно все то, что неизвестно»? Вот об этом «ужасно интересном» у  нас и пойдет задушевный разговор.

Итак, мой первый собеседник, заслуженный артист Украины, лауреат очень престижной в театральных кругах международной премии им. П. Орлика за роль Мазепы в одноименном спектакле, актер Днепропетровского Молодежного театра на Московской, Анатолий Свиридович Дудка.

Позади тридцать пять лет творческой деятельности. За плечами огромный багаж сыгранных ролей, режиссерских постановок, исполненных песен. Но это далеко еще не итог. Пока человек чувствует себя нужным и  востребованным, у него все еще впереди.

Он заметен среди актеров Молодежного, прежде всего своим ростом. Когда я его вижу в стенах театра, мне кажется, что ему здесь тесно.

— Уже привык (смеется). А когда только пришел сюда работать, весь был в синяках. Не помещался ни на сцене, ни в гримерке.

Но удивительным образом здесь не тесно его таланту. Он прежде всего — драматический актер. Но так складывается, что именно в Молодежном он, к  сожалению, не так часто выходит на сцену. Яворницкий в «Соборе», Бог во «Второй смерти Жанны Д’Арк», Герцог в «Чуме на оба ваши дома». Это безумно мало. Душа постоянно требует большего, поэтому он все больше занимается режиссурой. Днепропетровск, Днепродзержинск, Кривой Рог. Его сказки «Аленький цветочек», «Кошкин дом» и «Брысь!» детвора приходит смотреть по несколько раз. Как-то на одном из худсоветов, Анатолий Свиридович услышал мнение, что в спектакле «Брысь!» очень сложное музыкальное оформление. Ничего подобного! Дети поют вместе с  актерами «Как хорошо, что ты кому-то нужен». И это самое главное.

Что сегодня для нашего артиста звание? Зарубежные звезды как-то живут без них, и очень счастливы. Не менее любимы, не менее известны, а можно позавидовать можно не столько их бешеной популярности, сколько суммам гонораров за участие в  каком-то театральном или киношном проекте. Нашим же заслуженным и народным, лауреатам всевозможных премий — такое только сниться. Вот и спрашивается — а смысл? Это и был мой первый вопрос.

 — Практически только мизерная добавка к зарплате.

— Вы помните, как получали звание?

— Мне его давали два раза. Я тогда работал в Кривом Роге. Первый раз не состоялось, потому что была написана анонимка: «Мы были возмущены, когда увидели нашего любимого артиста Дудку в пивбаре. Он пил пиво, щелкал семечки и нецензурно выражался». А я в  пивбар вообще не ходил и даже не знал, где он находился. Я потом даже узнал кто это сделал -- художник нашего театра. У него жена тоже была актриса, а звания, как и сейчас давали в  ограниченном количестве. Получил звание через три года, хотя думал, что и в этот раз не дадут.

Театральное закулисье — это особый, не похожий ни на какой другой, мир со своими, порой жестокими, законами. Внешне романтичный и праздничный, в нем много не только благородства, искренней дружбы любви и взаимопонимания, но и подлости, лжи и  предательства. Наш герой умел всегда уходить от грязи. Если возникала нехорошая ситуация, он просто уходил из театра. Так было в Криворожском театре драмы и музыкальной комедии, когда жизнь ему подарила встречу с известным актером и режиссером Евгением Вестником.

— Это было в 1987 году. Евгений Яковлевич приехал в  Кривой Рог ставить спектакль о своем репрессированном отце «Чистка». (К слову сказать, и  пятнадцатилетнего Евгения тоже забирали, но он сумел убежать). Анатолий Свиридович был у него режиссером. Эта практика очень популярна в театральной среде: разминает материал с актерами и делает всю «черновую» работу режиссер, а постановщик потом все это собирает в единое целое. Спектакль был очень сложен технически. Придумали такое сложное музыкальное оформление, что не могли давать с одного магнитофона, а по тем временам, это было что-то немыслимое. Вестник был очень доволен нашей работал и назвал нас гениальными ребятами, но когда уезжал, ненароком сделал мне подножку. Прощаясь с  коллективом, записал и прокрутил по громкой связи на весь театр: «Вы страдаете, что у вас нет главного режиссера? А он у вас есть. Анатолий Дудка. Это очень талантливый человек. Доверьте ему театр». Этого руководство театра простить не могло. И я уехал в Днепропетровск. Но я никогда не собирался быть режиссером. Да, мне интересно покопаться в  материале, поработать с актерами, но я прежде всего — артист.

Нечто подобное произошло и в театре им. Шевченко. Оттуда он ушел в Молодежный.

— А никогда не было желания или даже возможности уехать в Москву или Киев?

 — В Кривом Роге часто работал в концертах с Львом Лещенко и Владимиром Винокуром. Я вел их концерты. Винокур приглашал в Москву: «Толя, ты так поешь. Мы тебя раскрутим! Тебе всего тридцать пять лет. Поначалу будешь работать с нами». Но я не решился. не верил в свои силы.

— А какие встречи остались в памяти на всю жизнь?

— С Александром Малининым. Мы тогда были с  Днепропетровским театром им. Шевченко на гастролях в Смоленске. Всегда открывались и  закрывались концертом, в котором я исполнял песню «Дай бог». На открытии побывала его мама, которая до сих пор живет в Смоленске. Александр пришел на заключительный концерт. Удивительно, но его пустили в театр с собаками. Мы в буфете прошлись по коньячку, потом прогулялись по городу и он признался, что мама его поддернула, что я пою лучше. «Да, ты иначе поешь, как драматический актер. А я просто исполняю». Мне было приятно.

Работал в концертах с Костей Райкиным. Он всегда стоял за кулисами и смотрел, как меня переодевают: пока объявляли, я уже выходил переодетым. «Ты как мой отец», — сказал Костя и подарил мне бритву, которой пользуюсь до сих пор.

— Многие актеры, рассказывая о поступлении в  театральные учреждения, говорят о случайности в  выборе профессии. Вы исключение из этого правила?

— Можно сказать, что нет. В середине шестидесятых, музыкальное и театральное училища находились в одном здании. Я закончил музыкальную школу по классу баяна, поэтому шел поступать в музыкальное. Зашел на центральный вход. Постоял, подумал: «Да ну его, этот баян». И пошел в театральное. На экзамене попросили повторить ритмический рисунок. Я предложил сыграть на баяне. После «Чардаша» ритм уже не проверяли.

После первого курса ушел в армию, попал в Высшее авиационное училище. Когда заканчивал службу, по разнарядке предложили поступить в Казахстанский военный институт иностранных языков. «Что? Шпионом быть? Не хочу. Вы меня лучше на три дня раньше демобилизуйте, чтобы я успел на занятия в  театральное». Разведка наверняка потеряла ценного кадра.

— А есть в вашей жизни роковой спектакль или роль?

— Всю жизнь мечтал сыграть Дон Кихота в спектакле «Человек из Ламанчи». Начинали ставить в Ужгородском театре, но через месяц режиссер уволился из театра и  мы, семнадцать человек молодежи, в знак протеста тоже ушли. Потом собирался ставить этот спектакль в  Кривом Роге. Но вот уже больше тридцати лет так и не могу осуществить эту мечту. Хотя время еще есть.

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИИ:

В Балашовском театре оказалось, что он, хохол, лучше всех владеет мелодикой русского языка.

Как-то в Криворожском театре в «Цыганском бароне» вышли с Полубоярцевым в массовке. Подготовились очень серьезно. Так сыграли, что заслужили комплимент директора театра Мусатовой: «Вы очень талантливые для массовки. Чтоб я вас там больше не видела!»

Его до сих пор помнят в Кривом Роге, несмотря на то, что больше десяти лет там уже не работает. Недавний визит не остался незамеченным. В гастрономе у  прилавка вдруг услышал: «Ой здравствуйте, вы к нам в  гости или вернулись в театр?» Перед театром в Кривом Роге растет огромная голубая ель, которую Анатолий Свиридович посадил с первым секретарем райкома. Так что одну из обязанностей настоящего мужчины он выполнил.

Он вдохновил Зимина на написание продолжения сказки «Брысь!». Автор приехал на спектакль и через два месяца прислал вторую часть, которая сегодня поставлена в Молодежном.

— Вы помните свою первую постановку?

— Первая постановка была там же, в Кривом Роге. Сняли меня с роли (а страшнее трагедии для актера нет) и предложили поставить «Игрушечный побег» Джанни Родари. Днем и ночью ставили, чтобы успеть к  Новому году. Получился очень милый спектакль. После этого каждый год сказка была на мне.

О МОЛОДЕЖНОМ:

На этой сцене иной уровень правды, другая органика. Здесь невозможно соврать. У нас еще сохранился дух творчества, актерской сплоченности и  доброжелательности.

О ТВОРЧЕСКИХ ПЛАНАХ:

Создаю в театре мужской квартет украинской песни. Записываем альбом, в который войдут не популярные, а  малоизвестные, но очень хорошие украинские песни.

Есть идея оформить какой-то спектакль лотками из-под яиц. Это может быть потрясающе! Осталось дело за малым  —  найти пьесу. (Если эта идея воплотиться в  другом театре, знайте  — украли у Анатолия Дудки).

А пока приглашают на постановку в Днепродзержинский театр, в Криворожский, буду ставить в Молодежном.

О СЕГОДНЯШНЕМ ТЕАТРЕ:

Мне не достает того, что я не могу полностью отдаться творческой работе в театре, я не имею на это право перед семьей. Вынужден крутиться и  зарабатывать деньги, чтобы кормить семью. Для меня, например, страшная работа — провести свадьбу. Легче отработать концерт или написать сценарий. Помните, в  словаре Даля артист по сложности профессии находится на третьем месте после шахтера и прачки. Ну не может народный артист получать меньше кондуктора или рядового налогового инспектора, а получает. Нас воспринимают как нахлебников, абсолютно не зная этого труда. И вспоминают о нас, когда мы нужны в  роли шутов на различных мероприятиях. Если сохранится такое же отношение к театру, то будущего у него нет.

О ЛЮБВИ:

Только любовь нас, мужчин, на свете держит. Любовь к  женщине, к ребенку, к своей земле. Может это прозвучит сегодня пафосно, но я люблю свою землю, село, где я родился, хотя и не рос там. А вообще — любовь бывает так переменчива (смеется).

О ДРУЖБЕ:

Я очень рад, что меня всегда окружают друзья. Без них жизнь была бы серой. Один друг сегодня живет в  Израиле и по интернету присылает написанные для меня песни. Настоящих друзей, которые с тобой будут и в радости, и в горе, трудно найти. И как бы нас ни разбрасывала судьба, мы всегда найдем возможность созвониться и встретиться.

О СУДЬБЕ:

Только дурак скажет, что судьба удалась на все сто. Сказать, что очень доволен ею — не могу. Как в  «Летучей мыши» — полного счастья никогда не бывает, хоть какого-то пустяка, но всегда не достает.

КОЛЛЕГИ О НЕМ:

Добродушный, отзывчивый, бескорыстный. Потрясающе чувствует мелодику спектакля. Ставит музыкальные спектакли, которые всегда пользуются большим успехом. Очень умный и опытный артист, чувствующий все нюансы роли.

Идеальных людей нет. Это аксиома. Жизнь актера не ограничивается сценическим пространством. Им не чужды страсти человеческие. Был в жизни Анатолия Свиридовича и развод. Женился второй раз и тоже на актрисе. Это нормальный «творческий» процесс. Безумно любит свою дочь Оксану от первого брака, которая недавно подарила ему двух очаровательных внучек. Нежно, чутко и трепетно относится к жене Ирине. Из вредных привычек можно назвать курение и  любовь к обжигающим чаю и кофе, что категорически противопоказано голосовым связкам. Но этой привычке изменить не может. Жена, правда, еще «жалуется», что перед выпуском спектакля его практически не бывает дома, постоянно пропадает в звукозаписывающей студии. И вот, пожалуй, все.

Формула счастья Анатолия Дудки — любимая творческая работа, которая обеспечивала бы достойное существование и тихая семейная пристань, которая у  него уже есть.

 

Беседу вела Ассоль Овсянникова

 
 

Додав Art-Vertep 08 лютого 2004

 
Коментувати
 
 
 

Гостиница Днепропетровск |  Светильники Днепропетровск |  Рекламное агентство |  Сауны Днепропетровска