Увійти · Зареєструватися
 

Учасники

Потік Афіші Товари Інформація

Автори / Театр одного актора Крик / «ВОПРЕКИСТ»

Днепропетровский актер Михаил Мельник возродил на сцене публицистику. Современность в своем новом спектакле он клеймит с помощью новеллы Михаила Коцюбинского «Грех».

Сохранились среди нас еще неожиданные люди, способные поступать вопреки. Стоять прямо, когда все предпочли согнувшись. Говорить честно, когда большинство осмотрительно решило промолчать. Поступать по совести, когда под сомнение поставлено само ее существование. Люди типа Михаила Мельника.

На излете 80-х годов он, тогда молодой герой Днепропетровского украинского заслуженно-самозабвенного, мраморно-казенного театра имени (естественно!) Шевченко, плюнул на все радужные официозные перспективы, которые сулило ему положение премьера матерой труппы, и, хлопнув дверью, ушел из нее буквально в никуда. Ушел потому, что больше не мог сдерживать тошноту. Играть в фальшивых постановках мнимых режиссеров. Ежедневно чувствовать, как липко затягивает тебя рутина. Участвовать в клановой борьбе и закулисных интригах, пожирающих здоровье, веру, творческие силы.

Его-то эти силы переполняли, внутреннее пламя рвалось наружу, сердце кипело, идеи бурлили в голове, а его по этой голове постоянно колошматили, призывая жить тихо и смирно, напяливать каждый вечер вышиванку с шароварами и изображать на сцене имбецилизм украинских сельских парубков. Их настоянное на классическом музыкально-драматическом идиотизме счастье.

Мельнику — максималисту по натуре (он и сейчас, почти приблизившись к 50 годам, продолжает им оставаться) — все это соловьиное лицемерие в веночках претило. Он бежал из государственного театра, чтобы спасти себя. И ведь спас! В 1989 году он создал собственный театр с более чем символическим названием «Крик». Собственно, название диагностировало его личное состояние. Человек неправдоподобной в наши весьма циничные времена чистоты и душевной опрятности, Мельник совершенно не демагогически прокламировал и на самом деле искренне считал, что, возопив со сцены о том, что ему кажется несправедливым в мире, он этот мир переобразует и улучшит. Честно говоря, без такого убеждения и не стоит заниматься искусством. Между тем, увы, современные артисты крайне редко преследуют подобные цели, появляясь на сцене. Ну, пошалить в свое удовольствие, покривляться для забавы — это пожалуйста. Ну, заработать денег — святое дело. Ну, в конце концов, потешить зрителей — почему бы и нет. Но мир переделывать? Окститесь! У каких романтиков вы эту ахинею прочитали?

Тут-то, кстати, обнаруживается еще одно уникальное качество Мельника. Он действительно романтик. И, что совсем уж невероятно, — романтический актер. Порода эта с подмостков давно исчезла. Мельник в этом смысле живой раритет. Причем очень живой. Кроме отточенной ремесленной техники, он обладает тем, что, собственно, и создает харизму актерам — высокоградусным и целенаправленным темпераментом. Не случайно у него существует огромное число поклонников везде, где он когда-либо выступал. Не случайно амфитеатр Днепропетровского дома архитектора, где он играет, всегда заполнен молодежью. Как не случайно, что среди самых преданных его зрителей — много женщин.

Женщины вообще, по статистике, чаще ходят в театр. И кумиров себе творят, кажется, охотнее. Но случай с Мельником все же особый. В отличие от сотен его коллег, кокетливых и искательных, как барышни на выданье, в Мельнике, безусловно, доминирует мужское начало. Навскидку в украинской актерской артели можно вспомнить только двух-трех исполнителей, у которых так очевидна в творчестве именно маскулинная природа. Федора Стригуна во Львове. Владимира Маляра в Харькове. Киевлянина Анатолия Хостикоева. Мельник, однако, и на фоне этих могучих артистов кажется человеком особенным. И вот почему. Он обращается к публике без посредников. Его искусство — совершенно не фигурально — представляет собой театр прямого действия. Может быть, это и обеспечивает ему такое мощное воздействие.

«Крик» во всех афишах именуется как «театр одного актера». Михаил Мельник играет моноспектакли. Но ведь не просто играет. Он их сочиняет от первой реплики до последнего гвоздя на сцене. Он сам пишет инсценировки (в его репертуаре — «Парфюмер» Зюскинда, «Кроткая» Достоевского, «Лолита» Набокова, «Ворота в рай» Анжеевского, то есть сплошь превосходная проза), сам сочиняет и мастерит декорации, сам подбирает музыку. Конечно, и все производство и жизнеообеспечение «Крика» — на его плечах. Он тянет свою театральную кибитку без стонов, жалоб, претензий, аппеляций к властям. Кстати, первой его сценической площадкой был зал Днепропетровского музея комсомольской славы имени Александра Матросова. Друзья шутили, что он каждый день, каждым спектаклем словно закрывает собой амбразуру. Сравнение, между прочим, при всей его стебности, довольно точное. Мельник играет самоистязательно, с подлинным душевным надрывом, не щадя себя.

Его «Грех» по Михаилу Коцюбинскому, который он сыграет в эти дни в Киеве, — снова бросок на амбразуру. Совершенно безрассудный и неистовый. Нынешняя власть, безусловно, еще не получала от театра такие увесистые пощечины, которую отвешивает ей своим новым спектаклем отъявленный максималист и романтик Михаил Мельник. Впрочем, ему, заядлому вопрекисту, не привыкать кричать в кромешном молчании.

Василь Лье

 
 

Додав Art-Vertep 27 жовтня 2004

Про автора

Український театр одного актора «Крик» заснований у 1989 році. Засновником і художнім керівником єдиного в Європі театру одного актора є актор і режисер Михайло мельник, заслужений артист України, перший лауреат Міжнаро

 

Коментарi

04 квітня 2005

Что же еще можно добавить? Мельник - действительно человек необыкновенного творческого дара. Приходя в его "Крик", ступаешь в какой-то мир, параллельный нашему, позволяющий взглянуть на жизнь со стороны и подумать: "Боже мой!.." Я не знаю, что говорить. Придите, кому близко, и посмотрите сами.. Сами почувствуйте.. Потому что передать словами это невозможно..

Коментувати
 
 
 

Гостиница Днепропетровск |  Светильники Днепропетровск |  Рекламное агентство |  Сауны Днепропетровска