Увійти · Зареєструватися
 
Потік Товари Інформація

Автори / Анатолій Ульянов / «Литература – это действительно лошадь…»

Газета «Экспресс» попросила прокомментировать тот факт, что, согласно какому-то опросу, 46% украинцев вообще обломались читать и не хотят покупать книги, потому что «нахуй нада?».

«Нищенская, хамская, абсурдная политика украинских жлобоиздателей «Вот вам $200, писатели, давайте заниматься духовностью» и породила неконкурентоспособный, неинтересный никому недорынок украинской квазикниги, наводненный полулитературкой двухсотдолларового пошива. Разумеется, читать такое никто не захочет»

Отчуждение литературы, которое наблюдается сегодня, - это абсолютно естественный побочный эффект информационной эпохи.

С одной стороны, произошло ускорение темпа жизни, что, разумеется, влияет на те практики, которым может позволить себе придаваться индивид.

С другой стороны, колоссально разрослась инфосфера – современный человек существует внутри плотного кольца из агрессивных источников, круглосуточно транслирующих разного рода информацию: телевиденье, реклама, интернет, мобильные телефоны, пресса, технологии манипуляции и влияния – всё это рождает ситуацию неизбежной, вынужденной коммуникации, когда тишина и покой обретают статус больших романтических утопий.

Что примечательно, коммуникация эта уже не есть диалог, но монолог источника. Источник информации может и не быть одушевленным – мы все равно обречены внимать ему, быть впитывающими губками на глобальном информационном кормилище.

Таким образом, на литературу у современника попросту не хватает времени и сил. Ускорившийся, спешащий, утомленный и передозированный информацией индивид переключает свое внимание, в лучшем случае, на иные формы существования культурных продуктов – мультимедиа и гибриды: смеси из литературы, музыки, театра и кино; интерактивные техно-объекты.

Я могу понять тех, кто скажет, что литература – бессмертна. Разве может умереть то, что существовало практически всю историю человечества? По этому поводу, очень хорошо высказался ныне покойный культурный демиург Дмитрий Александрович Пригов: «Вещи возникают и исчезают. Вот, например, лошадь. Всю историю человечества она идет рядом с ним, стала частью основных мифологем и трудовых комплексов. Затем исчезла. Кто сегодня знает название упряжи? Мы ходим смотреть лошадей в зоопарк. Аналогичная ситуация и с литературой. Возможно, ее период жизни ограничен онтологической положенностью в 19-м веке…».

Вышесказанное можно также дополнить мнением арт-критика Екатерины Деготь, которая считает, что литературный авангард сегодня невозможен – авангардисты покидают литературу и уходят в мультимедийное, визуальное искусство, так как лишь там сохранился аристократический рынок дорогих уникальных объектов и имеется возможность прожить на созданный авангардный объект. Выжить же писателю на авангардном романе нереально – рынок не станет его защищать, литературный рынок защищает лишь жевательные сосуды развлекательной пустоты вроде Марининой.

В контексте вышесказанного, обнаруживается парадокс: в то время как современник едва ли способен поглотить и переварить внушительный кубик текста, издатели продолжают тиражировать крупную форму, в то время как единственный форма, уместная во дне сегодняшнем – форма малая, укладывающаяся во временной промежуток «от дома на работу».

Если говорить об Украине, то местные причины отчуждения литературы кроются не только в ускорении темпа жизни и информационной передозировке, но и исходят из тех ложных стратегий, которым придаются отечественные издатели.

Украинский издатель слишком долго полагал свои деяния духовным мессианством. Вместо того, чтобы воспринимать книгоиздательство как бизнес (и уже только потом как культурную миссию), он полез в метафизические обоснования своих практик. «Я – маяк духовности!», - вопит украинский издатель. При этом, его автор получает $200 за роман, издается в низкокачественной полиграфии и не факт, что изданный роман дойдет до читателя, ведь «продвижение – это от Лукавого» считает украинский издатель.

Но, простите, духовности за $200 без пиара не бывает. Как и не бывает рынка при таких вводных. За $200 не бывает литературного качества. Вот эта нищенская, хамская, абсурдная политика жлобоиздателей «Вот вам $200, давайте заниматься духовностью» и породила неконкурентоспособный, неинтересный никому недорынок украинской квазикниги, наводненный полулитературкой двухсотдолларового пошива. Разумеется, читать такое никто не захочет.

И не нужно! Полагаю, украинский писатель, которому, давайте признаем, сегодня уже нечего терять, должен объявить бойкот издателям, платящим копейки и не гарантирующим жизнеспособность собственной издательской политики. Лучше выложить роман в Сеть и получить пару тысяч читателей, нежели получить $200 и надежду на трех калек, которые купят твои опусы за 40 гривен. Если издатель делает нищим писателя, плюет ему в лицо суммами гонораров, то почему бы не дать ответ, почему бы не сделать нищим этого издателя, который, видит бог, излишество, ошибка, кулак, которого нужно раскулачить.

В целом, глядя на всё это, я прихожу к достаточно парадоксальному выводу. К примеру, в украинском визуальном искусстве долгое время существовали деятели, которые тоже полагали свою деятельность духовным мессианством. И было искусство в жопе. Потом явились «циничные пацаны с Востока», глянули на искусство как на потенциальный рынок и нынче у нас с визуальным искусством всё хорошо – все сыты, никто не под лестницей, есть суши, есть кокс, есть фуа-гра и сумочки Луи Виттон. Аналогично, думаю, будет в литературе. Украинскую литературу спасут не те, кто думают о духовности, а те, кто думает о бабле – восточноукраинские индивиды. Они-то – циники и сволочи духа - и накормят писателя. Они-то и принесут понимание того, что литература – это бизнес и, быть может, в ближайшие пять лет нам нужно создать рынок массовой, марининоподобной литературы, за счет которой и заняться после инвестициями в более сущностные и сложные литературные тексты.

Мои слова подтверждает тот факт, что львовская «Кальвария» с ее Большими Идеями, вылетела из рынка и ныне есть ни чем иным как карликом, теребящим губами лужу, в то время как харьковское «Фолио» всё пуще в фаворе, хоть, конечно, и его не обошло гонорарное жлобство. Но если говорить грубо и об успешности проекта – Восток однозначно «делает» Запад.

Если же говорить о далеких перспективах, то здесь, к сожалению, никаких утешительных прогнозов. Литература – это действительно лошадь, наш верный соратник, принадлежащий вчера, но не завтра.

Анатолий Ульянов

 
 

Додав Art-Vertep 05 червня 2008

 

Коментарi

09 червня 2008

Була в Москві у відрядженні. Один товариш дуже просив привезти Драйзера англійською мовою. Спеціально знайшла час і поїхала на книжковий базар на стадіон. Але Драйзера не знайшла. Там немає такої літератури. Порадили таку літературу шукати на Арбаті, у книгарні. А на базарі - гори книжок Донцової і Марініної. Я також купила собі декілька. І не пожалкувала, бо після напружених днів роботи телевізор дивитися не хотілося і читати Дразера також, та й дорога додому здалася не такою вже й далекою. На власному досвіді переконалася - масова сучасна література потрібна всім, а прихильникам класичної тим паче.

Коментувати
 
 
 

Гостиница Днепропетровск |  Светильники Днепропетровск |  Рекламное агентство |  Сауны Днепропетровска