10 декабря в Зале Киевской Филармонии, славном своим преотменным звуком, прошел гала-концерт трех грузинских этно-джазовых групп: Нино Катамадзе & INSIGHT, 33-A и ZUMBA.
Аутентичным грузинским саундом украинцев радовали: 1) посольство Грузии в Украине 2) торговая марка BORJOMI.
Всё прошло чинно-благородно, помпезно, статусно и на высоком представительском уровне — именно так, как если за организацию берется посольство государства и крупная бизнес-структура.
Размаха мероприятию придало и официальное название, внимание и попрошу всех встать: «Музыкальная Кульминация Года Грузии В Украине Фестиваль Современной Грузинской Музыкальной Культуры Живой Звук Боржоми»
ТМ BORJOMI постаралась, чтобы все запомнили, что организатор феста — TM BORJOMI. Внутренность филармонии была плотно заставлена бутылками минеральной воды, стены же пестрели баннерами с логотипами. Пожалуй, брэнд-менеджер ТМ BORJOMI получит теперь прибавку к жалованью.
Посольство в средствах продвижения не отстало тоже. Так как баннеров и логотипов у посольств не заведено, послы скреативили по-грузински изысканно и изящно: весь холл был заставлен ведрами с охапками роз цветов национального флага — белых и алых. И сразу ясно, что да — речь идет о Грузии.
Жаль, у нас так не получится: на каком-нибудь Биеннале Бандуристов в Женеве завалить вестибюль Оперы апельсинами, крашенными в синий и желтый и, более того, вручать такие символы дамам — будет некомильфо.
И даже не оттого будет это некомильфо, господа, что это технически напряжно и вообще как-то по-идиотски. Другое здесь. Грузины на пресс-конференции говорили о своей Революции с гордостью, нескрываемым торжеством и чисто грузинским огнем в глазах. Признаюсь, удушающая черная зависть шевельнулась гадюкой в тот момент в животе. Нам о нашей так не говорить. Не говорить, чтобы не прятать глаза. Не говорить, чтобы не вспыхивали смешки среди слушающих. Горько, друзья.
Но к фестивалю. Фестиваль свелся к двум концертикам в крошечных БАБУИНах и одному гала-концерту в Филармонии. О нем-то и пойдет речь.
Публика сошлась всё солидная — так и осталось ощущение, что просочился контрабандой на коктейль секретариата Организации Объединенных Наций.
Это сейчас джентльмены в бабочках и дамы в колье чинно расселись по своим местам, и поблескивают проборами и золотом. Через три часа они же, в бушующем зале, стоя, будут отбивать, аплодируя, ладони и срывать голоса, крича браво.
Первыми вышли выступать тбилисские 33-А. Раздайте грузинам электроинструменты и пусть они сыграют рэггей. И споют на грузинском Боба Марли. Это и будет 33-А. Ниаз Диасамидзе — лидер группы, в сине-белой динамовской «розе» вокруг шеи, объяснился: «Все думают, что мы играем реггей. Нет, это не реггей. Это чисто тбилисская фолковая стилистика. У наших народных песен похожий ритмический рисунок. Это не реггей» . После следующей песни Ниаз Диасамидзе сказал: «Что такое 33-А? Это номер моего дома где я живу в Тбилиси. Будете в Тбилиси, приходите. Если меня не будет, там соседи рядом».
Кроме Ниаза Диасамидзе в 33-А в тот вечер играли плавный и теплый грузинский реггей: бас-гитарист Рамаз Хатиашвили, ударник Спартак («Это его так зовут!», — заявил со значением Ниаз Диасамадзе) Кахарава и гитарист Ачико Цимакуридзе. На перкуссии решил подыграть лидер другой грузинской группы, Заза Коринтели.
В багаже 33-А — приз кинофестиваля за музыку к фильму «Тбилиси, Тбилиси», альбомы «Тбилиси» (1997), «Hurry Up Slowly»(1998), «Way» (2002).
Нино Катамадзе и группа INSIGHT. Гвоздь программы. Великолепная Нино, это именно её ждала публика в зале. И остальные две замечательные группы были лишь планеты вокруг этого солнца. Её голос как бархат, её голос как вода горной реки, как синий дождь в июльских сумерках над крышами Тбилиси. Слова вроде «Номинация Оригинальная Музыка», «Лучшая Певица Года», «Лучший Автор-Исполнитель» «Лицо года в Шоу-Бизнесе» — эти слова ни о чем. Нужно СЛЫШАТЬ Нино, чтобы понять, почему девушки выходят из зала с заплаканными глазами. Вместе с Нино уже не впервые в Украине выступают гитарист Гоча Качеишвили, бас-гитарист Уча Гугунава, и барабанщик Давит Абуладзе.
Группа ЗУМБА. Грузинское многоголосье и грузинский ритм. Самая грузинская группа. Судите сами: ЗУМБА — организатор фестиваля грузинского фольклора и этнографии АРТ ГЕНИ. Бас-гитарист Давит Хоситашвили и человек с барабанами, бубнами, какими-то кувшинами, по которым нужно ударять руками — Давит Абуладзе, выглядят совершенно по-грузински. Горбоносые и чернобородые. ЗУМБА оказалась не только самой грузинской, но и самой интересной и зажигательной группой фестиваля. ЗУМБА играла песни из двух своих альбомов: «I am waiting for the sunrises» (1994) и «Евроремонт» (2002) Заза Коринтели, вокалист ЗУМБЫ, то выходил со стаканом вина и провозглашал тосты, то посреди выступления начинал рассказывать длинные грузинские истории без начала и конца, то прыгал по сцене с гитарой наперевес. Действительно, почему бы победителям фестивалей HANDSBAK и MARGARITAB, участникам московского феста МИР НА КАВКАЗЕ не попрыгать по сцене с гитарой наперевес?
ЗУМБА выступала на фоне картин Нико Пиросмани, и сложно было отличить, где нарисованные грузины, а где живые.
ЗУМБУ не отпускали, и тогда они вытащили на сцену всех-всех-всех: Нино Катамадзе и Гоча Качешвили (ИНСАЙТ, гитара), Уча Гугунава (ИНСАЙТ, бас-гитара), и Давида Абуладзе (ИНСАЙТ, УДАРНЫЕ), Ниаза Диасамидзе (33-А,вокал) и Рамаза Хатиашвили (33-А, бас-гитара), Спартака Кахараву (33-А, ударные) и Ачико Цимакуридзе (33-А, гитара) и они спели грузинским хором длинную-предлинную и широкую, как Грузия, народную песню.
И пообещали приехать еще. Не только в Киев.
Симон Чорный, специально для Арт-Вертеп
Додав Art-Vertep 18 грудня 2005
Про автора
Ніно Катамадзе та група «Insight» — це оригінальні композиції, синтез грузинської та світової сучасної музичної школи, дивовижні за знахідками та якості виконання аранжування, сильний, емоційний, глибокий вокал, грузинська мова. Це і джа