ManSound / Днепропетровск для нас – город особенный!

На самом деле, их семеро: директор группы Дмитрий Выговский тоже считает «ManSound» делом своей жизни и является полноправным участником коллектива, хотя на сцену не выходит. Группа отмечает свое пятнадцатилетие юбилейным туром по Украине, России и Беларуси, который начнется концертом 13 мая в Днепропетровске. На вопросы «Комсмолки» от лица «ManSound» отвечали Владимир Трач, Дмитрий Выговский и Рубен Толмачев.

«Ссоримся – миримся, как в семье!»

- Шестеро мужчин – это шесть характеров и амбиции. Как решаются в группе творческие и другие разногласия? Или их не возникает?

Д.В. - Безусловно, все мы живые люди, поэтому без трений не обходится. Шесть лет назад, после внезапного ухода из жизни нашего создателя и художественного руководителя Володи Михновецкого, мы договорились, что каждый имеет право голоса в творческом процессе, но управляет ситуацией человек, написавший аранжировку. Часто бывает, что свежий «продукт» доводят до кондиции совместно несколько человек. Так что, можно сказать, работаем слаженно.

В.Т. - Разногласий - море! Спорим до посинения, а потом решаем большинством, как в Верховной Раде! Ссоримся-миримся, ссоримся-миримся.... Как в семье!

- Мы слышали, у вас «в семье» подрастает следующее поколение талантов. Сколько всего детей у группы «ManSound»? Кстати, у другой украинской вокальной формации - «Пиккардийской терции» - тоже, говорят, детей немало. У вас, часом, не соревнование?

Д.В. - Не знаю, как у «Терции», а у нас с Володей Сухиным - восьмеро на двоих. У него, правда, из восьми пять. Кроме неженатого Володи Трача, все уже семейные. А общее количество детей – одиннадцать. И это не предел!

- А музыкально чем, по-Вашему, отличается «ManSound» от «Пиккардийской терции» и «Хора Турецкого» - других известных в нашей стране вокальных групп?

В.Т. - Отличаемся - аранжировками, исполнением, подходом к музыке... У нас он джазовый!

Д.В. - Аранжировками и фирменным саундом. А «Хор Турецкого» я бы не ставил в ряд с вокальными группами. Время, когда они пели a-capella, давно прошло.

«Я ведь не Гарик Кричевский!»

Рубена Толмачева, кстати, звонок «Комсомолки» застал в сложных обстоятельствах: на подъезде к дому его остановил экипаж ДПС, с которым он в настоящий момент и разговаривал своим внушительным басом. Пришлось перезвонить позже.

- Известность в таких случаях не выручает, Рубен?

Р.Т. - Увы, не выручает. Думаю, наша известность среди инспекторов невелика. Я ведь не Гарик Кричевский! Так что «подарка любимому артисту» от ГАИ не случилось. Пришлось смириться со штрафом…

- А друзья и поклонники дарили коллективу подарки к юбилею?

Р.Т. - Какие подарки нужны артистам кроме внимания и любви? От поклонников и друзей мы ждем именно этого. А вот люди, которые работают с нами в студии - записывают, сводят композиции, делают мастеринг и т.д. - несколько треков сделали и отдали нам бесплатно. Достаточно весомый подарок, между прочим!

- К слову о записи… Пять лет назад вы лично говорили, что обожаете живые концерты, а запись в студии дается «через не могу» - мол, неинтересно петь для неодушевленных железок. Вы до сих пор не любите студийную работу? Или с годами попривыкли?

Р.Т. - С концертами по-прежнему ничто не сравнится – здесь есть отдача, эмоции, энергетика, обратная связь. А со студийными записями – да, свыкся, вошел во вкус. Оказалось, это бывает весело и прикольно. И даже познавательно! Сейчас гораздо чаще работаю в студии, чем раньше: во-первых, как участник «ManSound», а еще озвучиваю мультики американские.

- Где можно услышать ваш голос?

Р.Т. - Да много где! Из последнего – работал над украинской версией диснеевского мульта «Принцесса и лягушка» (он же «Принцесса и жаба» - прим.) Там есть такой доктор Фасилье, мешает главным героям и вообще, негодяй и мерзавец. Мне режиссер только начал его описывать: «Образ нужен такой: поет, картавит и любит деньги…», я сразу сказал: «О, это я!»

«Куда ж мы без сала?»

- Вы вместе 15 лет (не все одинаковое время, но тем не менее). Остались ли у вас секреты друг от друга?

Д.В. - У нас практически секретов нет.

В.Т. – А я думаю, секреты у каждого есть, на то они и секреты. У меня лично есть большой секрет, но я его никому не скажу, даже «Комсомольской правде»! (смеется)

- Тогда, если не секрет, что курьезного случалось с группой «ManSound»?

В.Т. - Курьезов случается много, особенно на гастролях... Вот один из нас часто забывает что-то, например взять брюки от костюма или рубашку.. .тогда стоит на сцене в джинсах... Ну а если Славик (Вячеслав Рубель – прим.) забудет взять с собой сало, тогда это большой курьез для всех нас! Куда ж мы на гастролях без нашего любимого сала с Бессарабского рынка?

Д.В. – Володя скромничает, а ведь он автор одного из лучших наших курьезов. Однажды на праздничном концерте в Октябрьском дворце он забыл слова… гимна Украины. Но не растерялся: направил микрофон в зал, который допел за него!

- Если говорить о праздничных концертах… как вы провели 9 мая?

Д.В. – Без концертов. Праздновал в семейном кругу.

В.Т. - Лично я ездил специально в Тернополь, чтоб поздравить своего деда с этим великим праздником. Деду 89 лет! Он освобождал Австрию и закончил войну в городе Грац. Это там, где «ManSound» в свое время участвовал в конкурсе и выиграл Гран-при! Вот такие совпадения...

- Самый запоминающийся в истории группы концерт или тур – где, когда, как это было?

Д.В. - Одно из наиболее запомнившихся мест в нашей концертной биографии (и географии) - это Аляска. Горные орлы, морская фотосессия на яхте с китами, медведи, русские поселения – все это масса восторга и впечатлений!

В.Т. - Мне лично запоминаются туры по Европе, потому что я всегда совмещаю концерты с посещениями музеев и главных достопримечательностей города, где мы поем. Еще запомнился тур в Германии, где я лежал в госпитале одну ночь. В дороге порезал палец и он никак не заживал. Обратились в больницу - и меня сразу положили под капельницу! Потом ради одного мизинца мне перемотали всю руку по локоть, и я пел концерты с забинтованной рукой, как в гипсе!

- У вас запланирован юбилейный тур по России со странным маршрутом: Поволжье, Москва, затем Калининград, а позже – Норильск. Почему именно так? В этих местах вас любят больше всего?

Р.Т. - В Москве мы бываем часто – наверное, действительно любят. В Поволжье приезжали с концертами, принимали нас хорошо.

А Калининград и Норильск – новые города, там еще не выступали. С Калининградом все никак не срасталось, хотя и знакомые там есть, и по соседству – в Прибалтике – мы частые гости. Пока за дело не взялся организатор, который когда-то слушал нас, будучи еще скромным львовянином. Видимо, ему понравилось. А теперь он большой человек в Калининграде и приглашает нас к себе. Что нам нравится – будет не частная вечеринка, а публичный концерт, человек хочет подарить нас всему городу, показать, порадовать людей. В Норильске же - джазовый фестиваль. Нас там давно хотят, много раз приглашали, вот только лететь дорого. Но в этом году собрались, наконец.

«Днепропетровск - №1 по корпоративам»

- А предыдущие посещения Днепропетровска чем-нибудь памятны?

Д.В. - Днепропетровск для нас - город особенный. Публичный концерт у нас будет всего лишь во второй раз, но в докризисный период это был город №1 по количеству «корпоративов» и их изысканности.

Р.Т. - Да, было золотое время, мы приезжали в Днепропетровск 2-3 раза в месяц на частные концерты. Запомнилось, как однажды выступали по приглашению некоего шоколадного магната, в его резиденции. У него, представляете, работает специальный человек, ответственный за мадагаскарских тараканов! Это такие твари, по 12 сантиметров в длину. И к ним приставлен специалист, который следит, чтобы они ни в чем не нуждались. Нас разместили в комнате, где находился их… аквариум? террариум? как это правильно называется?…, мы все это дело наблюдали воочию. Еще у него жили акулы, крокодилы…И у каждого вида – свой смотритель. Не просто люди с улицы – у всех университетское образование. Нас очень впечатлило, что человек так любит природу!

В.Т. - Мне наш прошлый концерт в кафе «Проjazz» запомнился хорошей атмосферой! И публикой, которая так долго ждала наш приезд в Днепр, что общалась с нами даже после концерта!

Р.Т. - Да, вспомнил еще одно странное выступление в большом клубе «Бартоломео». Нам заплатили весьма приличный гонорар, мы приехали… А в зале оказалось всего четыре человека. Причем, кажется, это была не целевая аудитория организаторов, а наши фанаты, случайно прознавшие о концерте. Они просочились в клуб еще во время репетиции, знали слова и подпевали нам почти все песни – ловили кайф. Не знаю, кому был нужен этот концерт, но десять человек точно получили удовольствие!

«Наша мама этого достойна!»

- Были у вас еще примечательные концерты?

Р.Т. - Давайте, я расскажу о самых маленьких, это будет даже интереснее. Года три назад позвали нас в Астану. Мы почему-то для себя поняли, что на джазовый фестиваль. И вот по прилету с нами связывается министр культуры Казахстана. Происходит диалог:

- Это очень важный концерт. Вы готовы? Знаете, для кого будете петь?

- Вроде фестиваль?

- Какой еще фестиваль. Вы выступаете перед уважаемыми людьми. Вас будет слушать Сам.

- Кто «сам»?

- Что значит, кто? Президент.

- …

- Запомните: вы поете только народный репертуар, и лучше без всяких импровизаций. Как закончили – кланяйтесь и уходите.

Оказалось, главный налоговик Казахстана устраивает по какому-то важному поводу скромный домашний пир, приглашены парочка министров и Президент. Кроме нас, выступала группа из Молдавии и американка Эвелин Уайт, откуда-то из Миссури. Начало затягивалось, уже стемнело, Эвелин начала скандалить:

- Я чернокожая, могу потеряться в темноте! Почему я должна нервничать три часа?

- Но Эвелин, это все-таки Президент Казахстана, можно подождать?

- Ну и что - Президент Казахстана? А я американская певица!

Сцену установили, в саду, в поместье. Чуть поодаль, в сумерках – беседка, в ней зрители. Судя по огонькам сигарет, было там два или три человека. Так что, похоже, мы выступали перед Нурсултаном Назарбаевым.

Был еще очень милый концерт на кухне, в присутствии шести зрителей. Пригласили нас в Москву. Прилетели, едем час из аэропорта, едем другой. Слава Рубель в армии был под Москвой, говорит – о, здесь служил, здесь служил, это уже далеко от города! Куда везут – непонятно! Наконец, привозят в загородный домик. Оказывается, две дочери решили устроить маме праздник в день рождения. Мама ничего не знает, ее отправили в магазин. Тем временем на кухне собрались мы, «Песняры», «Hi-Fi» и Володя Пресняков. Девушки оказались приятные, очень просто нам все объяснили: «Мы считаем, наша мама этого достойна!». И вот она возвращается, а ей навстречу – любимые песни. Мама садится, начинает плакать… Такой душевный концерт получился! Очень приятное, теплое тогда осталось ощущение: не всегда так бывает после разных буржуйских посиделок.

- Тогда уж поведайте про выступление перед самой большой аудиторией.

Р.Т. - «ManSound» выступил на Майдане, в самый разгар известных событий. Знаете, стоило устраивать «оранжевую революцию» только для того, чтобы джазовый коллектив спел перед полумиллионной аудиторией! Это, конечно, непередаваемые ощущения, когда столько людей тебя слушает - рвет изнутри эмоционально. Как в народе говорят: «Торкае це!» Во мне, наверное, умер мелкий политический деятель, меня публика вдохновляет, окрыляет, хочется говорить с народом. Я и выступил. Орал такое… Друзья потом говорили: «Ну ты даешь! А если придет к власти Янукович?» Ну вот, пришел. Вроде, меня пока не расстреляли.

- С кем вам было бы интересно выйти на одну сцену, сделать что-то вместе?

Р.Т. - Если отключить ограничения - это Майкл Джексон, Фредди Меркьюри, фантастические люди и певцы. Из живущих – Робби Уильямс, он очень талантливый артист.

Хотелось бы придумать что-то совместное с Юрием Башметом. Это, кстати, у нас в планах и может стать реальностью. Здорово могло бы получиться с Энвером (Измайловым – прим.), и, думаю, в ближайшее время мы что-то вместе сделаем. В Украине есть еще один интересный нам музыкант, Роман Грынькив - наверное, единственный в мире джазовый бандурист. Он например, играл вместе с Ал Ди Меолой.

С Бобби Макферрином еще, наверное. Хотя тут смешанные чувства: наверняка было бы фантастически интересно поработать вместе. А с другой стороны, хочется его слушать самого, просто сидеть и слушать.

- Вы были недавно на киевском концерте Макферрина?

Р.Т. - Да, и когда-то раньше – в Москве. Моя жена даже вышла, попела в хоре с Бобби (Макферрин обычно вызывает зрителей на сцену, сооружает из них хор и поет в их сопровождении – прим.), для нее до сих пор это яркое впечатление. Но на мой вкус – поменьше бы публики, побольше самого Макферрина.

Помните, в фильме «АССА» Бананан говорит про Гребенщикова: «Он – Бог. От него сияние исходит!» Вот я бы так сказал про Бобби. Раньше изумляло – как он делает все эти фишки? Как извлекает эти звуки? С возрастом, с опытом многое стало понятно и даже освоено. Но по-прежнему удивительно, необъяснимо – что он делает. Удивительны и музыка, которая рождается, и эмоция… Он летает – и ты летаешь вместе с ним. И, простите, тебе в этот момент пофиг, как технически он это делает.

Д.В. - Я тоже был на этом концерте. Впечатления потрясающие! Он просто Человек-Звук. Делает невозможное возможным., еще раз подтверждая, что возможности человеческого голоса безграничны.

- Вернемся к нашим реалиям. Как по-вашему, «Фабрика зiрок», «Украина мае талант» и т.д. – это путь к известности или путь в никуда? Вы можете представить себя участником такого шоу на заре своей карьеры?

В.Т. Все эти шоу - большой пиар, который и нам бы не помешал, честно говоря. Благодаря им, люди сейчас узнают о существовании других а-капелльных групп. А нам было сложнее... Для радио мы «неформат», на ТВ редко бываем. Остается только живое общение с людьми на концертах!

Д.В. - Я бы сказал, у каждого из участников свой путь. И многим, благодаря таким шоу, удается добиться известности и получить путевку в шоу-бизнес. На заре карьеры, конечно, могли бы и выступить, ведь это бесплатная реклама на всю страну. А сегодня, думаю, практически каждый участник «ManSound» мог бы судить подобные конкурсы, в которых присутствует вокальная составляющая.

- И вопрос «на бис». Ваша любимая песня в репертуаре «ManSound»? А любимая песня публики?

Д.В. - Очень люблю песни Стиви Уандера в аранжировке Володи Михновецкого. Публика во всех бывших советских республиках в восторге от «Червоной руты», которую поет вместе с нами со словами!

В.Т. - Любимая песня та, которую недавно записали. А публике нравится разное... Конечно любят украинские песни в нашем исполнении! На своих сольных концертах ты стараемся удовлетворить каждого, поем музыку разных направлений - джаз, фолк, поп, классика...

Р.Т. - Сложно сказать. По ощущениям, у нас есть четыре-пять номеров, которые действуют безотказно везде - от джазового фестиваля до буржуйского корпоратива. А мне по-прежнему очень нравится «Полечко-поле», наша первая песня.

Из личного дела

Киевский секстет ManSound на сегодняшний день является ведущим вокальным брэндом Украины и стран бывшего СССР. Свою историю «ManSound» ведет с декабря 1994 года, когда состоялась студийная запись первой в репертуаре коллектива песни «Полечко-поле». Постоянные участники международных джазовых фестивалей, ManSound – профессионалы высокого уровня, получившие признание слушателей и музыкальных критиков во всём мире. На данный момент группа «ManSound» - это Владимир Сухин, Рубен Толмачев, Владимир Трач, Юрий Роменский, Вячеслав Рубель, Сергей Харченко.

Николай ЛИСИЦЫН, «Комсомольская правда»