Aрсен (SenYa) Кривенко / Разговор с Таней Козаковой, менеджером украинской этно-ска-панк группы «SVOБОДА» из Санкт-Петербурга.
- Таня, расскажи, пожалуйста, с чего началась «SVOБОДА»?
- «SVOБОДА» началась со Свободы :). Всё началось с того, что лидер группы Александр Руденко, перебрался из Москвы в Петербург, где он работал в театре у Николая Губенко, и решил собирать рок-группу. Первый состав был очень разнообразный и интересный, кроме А,лександра – этнического украинца, были ещё украинец, казах, белорус, двое русских и даже датчанин. Всех объединила тяга к свободе самовыражения. У всех было свое музыкальное прошлое, люди были из совершенно разных культур, но, тем не менее, они объединились и решили делать что-то общее, новое, интересное и нестандартное для Санкт-Петербурга.
- А в какой момент у группы «SVOБОДА» появился такой прекрасный менеджер?
- В один весенний вечер приехал мой знакомый из Штатов и, зная, что я сама родом из Львова, пригласил меня на концерт ска-команды, тексты которой на украинском языке. Это меня очень заинтересовало, и мы пошли на концерт. После концерта познакомились с группой. Так всё и началось.
- Как ребята определились со стилем – этно-ска-панк?
- К тому моменту, как я пришла в группу, состав был полностью сформирован, ребята концертировали по клубам и уже выступали на фестивалях. Думаю, в холодном климате хотелось чего-то энергичного и солнечного.
- Насколько сейчас популярна группа «SVOБОДА»?
- Группу знают в клубах, на радио. Группа собирает клубы, но пока не собирает стадионы: к этому мы стремимся. Мы бы хотим быть успешны коммерчески, т.е. востребованными на музыкальном рынке, что совсем не значит попсой.
- Раз мы заговорили о коммерции, скажи, сколько стоит «SVOБОДА»?
- Свобода не имеет стоимости – она бесценна. Но 45 минут концерта группы стоят порядка трёх тысяч у.е. - это то, что касается Санкт-Петербурга либо Москвы. Если же это фестиваль, то тут наш подход кардинально другой. Например, в позапрошлом году нас пригласили на фестиваль «День Незалежності з Нестором Махном». Так как мы всё-таки украинская группа, несмотря на место своей дислокации, мы отказались от ряда запланированных коммерческих концертов в России, для того, чтобы выступить на этом фестивале.
- Расскажи подробней, каким образом вы попали на фестиваль? Где познакомились с Олесем Донием?
- Мы как-то нашлись в Интернете. Олесь - очень харизматичный человек, вся его жизнь связана с борьбой за украинскую культуру и свободу. При всем том, что состав участников уже был сформирован, афиши напечатаны, и нас, вообще-то не видели вживую, Доний рискнул - гурт пригласили хедлайнерами. Не знаю, было ли известно организаторам, что в СПб к тому времени уже как 3 года Александр Руденко проводил костюмированные концерты «Махноград». Подобное притягивается: из петербургского клуба мы визуализировались на сцене фестиваля имени Н. Махно.
- Твоё впечатление о фестивале?
- Нас отлично приняли. Сам фестиваль интересный и насыщенный. Если сравнивать с российскими аналогами, то в Украине другой зритель, который ходит на фестивали. И меня он, в принципе, порадовал. Люди приезжают конкретно на мероприятие, потому что им это интересно. Они видят своих единомышленников, они слушают те группы, писателей и поэтов, которых хотят слышать. То есть люди приезжают за культурой. В России само значение фестиваля как-то нивелировано. Люди приезжают оттянуться и выпить, для них неважно, что на сцене.
- Расскажи про питерскую андеграунд-сцену. Насколько тяжело пробиваться там молодым бандам?
- Петербург достаточно тяжелый город в плане зрителя. Он чем-то подобен Львову: там очень тяжело понравиться. Но, если раскачаешь петербуржскую публику, то в любом другом месте у тебя всё пойдёт уже легче. Петербуржцы не склонны сильно выражать свои эмоции, но в Svободу они влюбились. Что касается популярности, то в Петербурге очень тяжело раскрутиться, не имея своего капитала или спонсоров.