Роксолана / "Лірник In da mix". Пост-фактум.

Где-то в изобильной Греции примерно в 6 веке до н.э. Гераклит обронил сакральное: «Всё течёт, всё меняется». И будто в воду глядел философ: единственная константа действительности – это её способность к переменчивости.

К примеру, Студия современного танца «Бомонд» под руководством заслуженной артистки Украины Ирины Матвиенко вот уже больше четверти века стабильно балует новинками. Каждый концерт хоть и пестрит полюбившимися постановками (которым, казалось бы, лет и лет), но всё же всегда удивляет наличием премьерных перформансов и ярких к ним костюмов. А юные танцовщики тем временем совершенствуют своё мастерство от раза к разу – так сказать, растут в профессиональном плане стараниями педагогов, - чем способствуют иному восприятию. В этом году мероприятие даже порадовало отсутствием «официального» названия и прошло под слоганом на европейский манер «Вечер современной хореографии». Оно состоялось 16 апреля на сцене дворца культуры Металлургов (г. Новомосковск).

Итак, в первом отделении по традиции, кроме, собственно, учащихся студии «Бомонд», гостями стали участники всего Творческого союза «Майбутнє хореографії». Это и школа hip-hopFUNKEDHEADS, и школа електроданса NEWMOSCOWTECK, а такжеконечно умилительные MCи танцовщики младших классов школ Творческого союза. Новыми постановками порадовали хореографы Ирина Матвиенко, Александра Матвиенко, Аннета Выставная, Юлиана Пугина. Также своими композициями поделились постановщики Зоя Темяшева (победительница взрослой категории проекта «Кращий танцюр нашого міста», который транслировался  на телеканале «Самарь» минувшей зимой) и Екатерина Черкасова. В общем, отделение получилось разнообразным, динамичным; даже праздничным.

Но, естественно, зрители ждали кульминации и развязки. А именно обещанного афишами премьерного перформанса «Лірник indamix» во втором отделении «Вечера совремнной хореографии». Режиссёром и хореографом выступил Дмитрий Горошко – художественный руководитель танцевальной компании BOMONDDANCECOMPANY.

Ключевая мысль хореографического перформанса – взгляд, сквозь призму нынешнего времени на востребованного некогда путешественника-кобзаря. Перед зрителем словно открывается два мира, тесно сплетённых благодаря героям и событиям. Один из этих миров – общение Лирника с людьми. Другой – фантазийное восприятие этих людей того, о чём Лирник ведёт повествование, отображенное в танце. Всё это значимо ещё и потому, что кочевые музыканты не только слагали актуальные на том этапе песни, но и являлись своеобразными глашатаями – сообщали в каждом следующем селе новости, услышанные в селе предыдущем. Пожалуй, именно так Украина обретала первые медийные каналы. Танцовщики компании порадовали исполнением contemporary, jazz, arnis, hip-hop& house. В качестве музыкального оформления звучали украинские этнические мотивы, ремиксованные под соответствующие dance-стили и хиты нынешних чартов. В главную роль фундаментально вжился известный hip-hoperЕвгений DIXТкаченко. Также в specialgueststarбыл зачислен и Всеволод Проценко – мастер modernarnis(филиппинское боевое искусство).

О создании перформанса, течении времени и экспериментальности  – Дмитрий Горошко.  Идея вынашивалась давно, или это такой творческий порыв?

Я и правда давно хотел собрать воедино украиносодержащие этнические мотивы, и отобразить их с точки зрения современного искусства. Ведь время движется только вперёд. Хотелось сохранить колорит, но преподнести его зрителю в радикально другом формате. Как таковой Лирник возник буквально два месяца назад, когда отдельные наработки потребовали идеологической объединяющей конкретизации.  Наверное, пришлось много читать исторической литературы?..

Конечно. Не скажу, что изучил всё и детально. Скорее, это было поверхностное касание. Но проработка материалов – о кобзарях, лирниках, Украине тех времён в целом, - много мне дала, образовала, даже ещё больше  вдохновила.  В перформансе есть хореографическая композиция о Довбуше. Я так понимаю, зацепил тебя этот герой…

Да. Знаешь, даже вот хотелось весь перформанс сделать «по Довбушу». Он – очень удобная и яркая фигура для спектакля. Справедливый борец-освободитель, герой легенд и сказаний. Но в итоге решил, что Лирник всё же более универсальный, понятный.  Роль Лирника досталась Жене Ткаченко. Но он не танцовщик BOMOND DANCE COMPANY.

Когда работаешь над постановкой – бывает, уже заранее видишь исполнителей тех или иных ролей, выбираешь их из мысленного каталога. Есть чёткое понимание наперёд того, какой танцовщик или артист для какой роли подходит. Такой взгляд сквозь течение времени, кстати. Так получилось с DIXом (Евгением Ткаченко). Дозрела объединяющая идея перформанса, я предложил ему принять участие. Он согласился. Всё просто.  Извне также приглашён Всеволод Проценко…

Он не совсем извне. Всеволод преподаёт в компании модерн арнис.  И ты решил филиппинское боевое искусство привнести в перформанс с украинской национальной окраской?

Мне нравится, когда в спектакле есть конфликт. В данном случае – в Лирнике имеет место конфликт двух мужчин. И конечно они решают его по-украински – боем. Альтернативой привычному изображению «танцевального боя» для меня явился арнис.

Арнис обогащает сценическое действие с режиссёрской точки зрения. Он сложен и интересен, в нём много разнообразных движенческих рисунков. Идеально для постановочного фехтования.

Это такой эксперимент.  Вся постановка является экспериментом или этот конкретно её момент?

И момент, и вся постановка в целом.  Что дальше ждёт постановку? Как она может измениться? Ведь время не стоит на месте – ты сам озвучил эту мысль.

Она должна стать именно спектаклем. С явной сюжетной линией. Мы с танцовщиками не использовали всех задумок по простой причине нехватки времени и ресурсов. Да и вообще в украинской тематике есть бездна форм, этнику можно показать ещё во множестве жанров (кроме, конечно принятых и шаблонных). Многим инструментам изображения можно дать новое дыхание и дополнить перформанс, превратив его в действительно масштабный многогранный спектакль. И больше раскрыть ди-джеинг в том числе. Лирник – прежде всего in da mix.  Кстати, ведь состоялась не просто премьера перформанса, но и релиз твоего ремикса на песню «Наливаймо, браття»! (финальный трек постановки)

Да, песня в исполнении «золотого голоса» страны Нины Матвиенко зазвучала иначе.

«Наливаймо, браття!» - музыкальное произведение эпичное и патетичное. По моему мнению – идеально для финала постановки.

Кстати, планирую в ближайшем создать и презентовать версию club-mixэтого же трека.  Часто пишешь?

Да. Это для меня сейчас самое сильное и глубокое увлечение. Невероятно интересное и развивающее занятие. Очень интересно создавать треки для собственных постановок. Так получается лучше чувствовать и музыку, и танец.  Значит, эксперимент удался?

Мне кажется, да. Я думал, как же воспримут зрители всё это? Не будет ли шоком для них такая альтернатива? Но они приняли постановку тепло и позитивно.

Есть теперь ещё большее желание довести её до более совершенного состояния. Продолжить это эксперимент.

Римляне ведь тоже взяли на вооружение высказывание Геродота и, сделав его ремикс, сказали: «Все изменялось, изменяется, будет изменяться» (Omnia mutabantur, mutantur, mutabuntur). И бесспорно оказались правы.  

Ксения RoksolanaГоробец