Інґеборґ Бахман / Повесть непогашенной сигареты
В изданном львовской «Классикой» романе Ингеборг Бахман «Малина» интимное оказывается намертво спаянным с историческим.
Что мы слышали об Ингеборг Бахман до сегодняшнего дня? Почти ничего, если не считать созвучия вымерших
На самом же деле феерический роман Ингеборг Бахман является ее высшим достижением, фиктивной биографией и увертюрой к циклу произведений под названием «Виды смерти». В этом длиннющем эпическом творении, написанном безжалостным психоаналитиком и философом, содержится бесконечное множество способов истребления собственного «Я» и столько же способов постичь женскую психику. И все это украшено музыкой, снами, цитатами из Шекспира и Флобера, абсурдными телефонными монологами в духе Жана Кокто. А также описаниями чудесной послевоенной Вены: «У Відні є вулиці, мов вродливі жінки, на яких відразу кидають погляд, віддають належне їхній красі, та навіть гадки не мають мати з ними близькі стосунки».
По мнению самой писательницы, читать эту книгу следует
Но ведь нормальные люди писателей практически не интересуют! Кому нужны те, кто, рискнув однажды отбиться от отары и отведав воли, возвратились назад, ведомые безошибочным инстинктом? Про это Бахман вопрошала в своей давней пьесе «Добрый Бог Манхеттена», персонажами которой были… белки. Мол, что с них взять — с тех, кто укротил в себе и без того неяркий огонек влюбленности, превратив его в терапевтическую процедуру, спасающую от одиночества: брачный союз и совместный экономический интерес! «Деякі люди думають, що я і Маліна є подружжям, — удивляется героиня романа, — для нас це було справжнісіньким відкриттям, ми дуже сміялися».
И поэтому в романе мы наблюдаем любовь женщины к мужчине, которая воплощает в себе классическую любовь к жизни. Правда, как и было предсказано, раздвоенную. Ведь сначала героиня грезит об одном мужчине, сообщая нам, что
В принципе, это неудивительно, если учесть существование монографии Бахман о Мартине Хайдеггере, а также ее увлечение философией Людвига Витгенштейна и любовные романы сначала с Паулем Целаном, а позже — с Максом Фришем. «Битіє оприділяє сознаніє», — написал по подобному поводу Лесь Подервянский. К тому же Малина для героини романа — олицетворение бытового фашизма (любит и поддерживает финансово), а вот Иван, который не любит ее и использует, это уже нечто совсем другое, когда чем меньше женщину мы больше, тем больше меньше она нам. «Минає сьогодні двадцять років, як я кохаю Івана», — обнаруживаем мы признание в начале исповеди героини романа. И узнаем, что этот
Если бы не подобные реверансы, то сочинение Ингеборг Бахман можно было бы назвать феминистским. Ведь попросил же
Скорее же всего, в «Малине» мы имеем дело с первыми признаками проявления коллективной вины немцев за все на свете. Например, за то, что после Второй мировой войны «кожна мала хоч раз лежати із кожним на зім’ятій траві, або, обперта об мур, стогнати, тяжко дихати, деколи всі водночас, поперемінно чи в різнобій». Все равно ведь тот же Иван
И правда, кто же недоглядел нас в сладкой дымке любовных пертурбаций, мама? Кто не дал отпор завоевателю? Кто вообще впустил всех этих маугли с тарзанами в наш город, разрушил берлинскую стену и поставил на страже мира дурное слово «политкорректность»? Кто усыпил нашу девственность и подпоил идеалы, изнасиловав уважение к самим себе? «У вогонь любов мене кинула, у любові вогонь мене кинув», — предвидела Ингеборг Бахман такое кидалово в своем романе «Малина». В том числе, и собственную смерть во время пожара, случившегося от непогашенной сигареты. Конечно же, в постели.
Игорь