Сергій Жадан / «ХУЙ», как метод украинской литературы
Дело не в том, что Сергей Жадан знает слово «хуй» и обильно поливает им своих читателей. Дело в том, что нам этот «хуй» пытаются скормить, как нечто небывалое, прорывное, современное. Но, извините, нам не хочется падать в обморок. Мы всё это уже слышали.
Этим летом в Киево-Могилянской Академии прошла презентация новой книги Сергея Жадана «Депеш Мод». Людей собралось вплоть до аншлага в зале, а посему стало понятно, что Жадана хотят, ждут и любят.
По словам автора, роман «Депеш Мод» — это некий законсервированный кусок религиозности десятилетней давности. История прошлого, копившаяся в Жадане все эти годы. Действие происходит в Харькове в начале 90-х. Как и в любом другом «модном» современном чтиве, здесь много травы, алкоголя и мата. А ещё «молодой философии». А ещё «пара-религиозных», и «футуристско-политических» вещей. И всё это под соусом фиктивной истории группы «Depeche Mode»
Автор наконец-то решился выйти к киевскому люду, дабы зачитать ещё не изданный заряд собственных рефлексий. Люду понравилось. Люд хлопал, смеялся, держался за животы и стеснительно опускал глаза при слове «хуй». У мальчиков и девочек заворачивались кишки от радости, когда Сергей воистину по постмодернистски шутил, частенько упоминая «ебаного президента», «факин католиков», «тупую блядь» и прочие словосочетания, которые в обычном жителе маленького села должны вызывать неистовый восторг. И вызывали! Вызывали точно так же, как и лампочка вызывает у собаки Павлова бурный прилив слюны.
Радостной слюны в этот вечер было в избытке.
Извините, но мы не можем разделить всеобщего восторга, ибо всё происходившее показалось нам своеобразной истерией на почве недоразвитого и неполноценного украинского литературного процесса. Европа уже давным-давно пережила эпатаж такого рода. В той же Франции или Германии, где нам довелось побывать и видеть ситуацию воочию, уже давно не падают в обморок от матов, голой натуры, разговоров о наркотиках, и поедания экскрементов мертвых аквалангистов. Не падают, потому что устали от подобного однообразия. Всё это осталось в виде естественного этапа развития искусства. Куском прошлого, которое заслуживает внимания, но не претендует на реинкарнацию или канонизацию. Не смотря на то, что европейское искусство таки загнивает, оно не задерживается на одинаковых формах. Оно продолжает искать. Неужели мы уже нашли? Неужели рефлексии сваренные на мате да упоминании модных слов — это конечный пункт украинской литературы? Когда заглядываешь на полки с украинской книгой, создается впечатление, что таки да…
А народ хлебом не корми, дай роман с персонажем, который бы курил траву да философствовал о том, какое же всё-таки гавно наша жизнь. Мода на рефлексии молодых людей, выплюнутых на маргиналии реальности — это и есть сущность современного литературного процесса в Украине.
Быть может кому-то покажется, что мы отстаиваем позиции ханжества и моральности, но это не так. Дело не в том, что Сергей Жадан знает слово «хуй» и обильно поливает им своих читателей. Дело в том, что нам этот «хуй» пытаются скормить, как нечто небывалое, прорывное, современное. Но, извините, нам не хочется падать в обморок. Мы всё это уже слышали. И нам очень грустно оттого, что украинская «богема» (ха-ха!) продолжает существовать в столь ограниченной среде, отставшей от всего остального мира. Нам грустно оттого, что лишь эпатаж привлекает внимание, и, что самое ужасное, эпатаж дешевый.
Украинская литературная публика снова согласилась пожирать гной, облизываясь и чавкая. Все сводится к шутке, но автор никогда не ныряет глубже…
Мы продолжаем топтаться на внешних формах, и до сих пор не преступили к массовой работе над содержанием.
Сергей Жадан — это человек, который умеет «стебаться», но нам этого мало…
Анатолий Ульянов, Украинский литературный портал