Aрсен (SenYa) Кривенко / Разговор с ребятами из “Пару Рублей” об их группе, о музыке, о Беларуси.

DIYclab: Ребята, огромное спасибо за то, что приехали. Как вам сегодняшний концерт, не сильно расстроились, что пришло мало людей?

Паша (гитара): После сегодняшнего концерта наоборот, отличное выступление. Два дня назад мы выступали в донецком «Gung'u'bazz», это был четверг, вечер, и в клубе практически никого. Мы привыкли, что на наших концертах народ колбасится, а там все сидели и слушали.

Миша (вокал): Там такой ещё момент был, что сцена совсем маленькая, а нас много. И мы не додумались по-другому встать, все шесть человек на неё залезли и стояли впритык. Я сам мог шевелить только глазами, поэтому личным примером никого завести не мог. Потом как-то немного расколбасились, но здесь было всё намного лучше.

DIYclab: Как вы попали в Украину? Легко ли белорусской группе выступить в Украине?

Константин (бас-гитара): Мы попали благодаря минской группе «Индиго». Они несколько раз играли в Украине, и на этот тематический фестиваль посоветовали нас. Возможно, в следующий раз ещё кто-нибудь появится из белорусов. Думаю, всё должно быть постепенно, ведь не может сразу тысячи белорусских групп появится тут.

DIYclab: А какая ситуация со ска-музыкой в Беларуси?

Константин (бас-гитара): Ты знаешь, движение уже нормально развилось. Если есть хорошая реклама и местные группы приглашают кого-то из приезжих, то народ приходит. И такое мероприятие реально собирает человек двести-триста. Другое дело, что нам просто не дают организовывать, очень трудно получить разрешение.

DIYclab: Судя по Вашему диску, вы писались в минской студии. Записаться в Минске не является проблемой?

Константин (бас-гитара): Нет, записи есть. Потому как чтобы запретить запись и продажу дисков – нужен закон, закона такого нет, а концерты запрещаются по телефону. Звонят, представляются министерством культуры или облисполкомом, и говорят, что выступление этих групп нежелательно. Было такое, что организаторам запретили проводить концерт в одном клубе, и ребята тут же перенесли концерт в другой, и, буквально через полтора часа, пришла милиция. Она, правда, не зарубила мероприятие, дали отыграть группам, потом арестовали организаторов, двух молодых парней, составили протоколы, провели на следующий день суд и выписали им где-то по 150 долларов штраф. Но такое часто случается именно при проведении концертов белорусоязычных групп.

Паша (гитара): У нас такая дебильная ситуация, что есть, например, официальная музыка. Это люди, которых показывают по телевизору, которые поют под фанеру, то есть порожняк , а всё остальное за музыку не считается. Смотрится на это всё свысока, как на какую-то детскую самодеятельность, и основная мотивация отмены концертов в клубах, дескать, «рассадник наркомании», «падает моральный облик молодёжи», либо самое смешное – «низкий уровень исполнительского мастерства».

DIYclab: А как по качеству, нормальные студии в Минске для записи?

Константин (бас-гитара): Студии есть и они нормальные, ведь попсе тоже надо где-то записываться. Поэтому они даже поддерживаются государством.

DIYclab: А почему тогда те же «Крамбамбуля» пишутся в России?

Константин (бас-гитара): Там так получается, например, первый диск они писали в Польше, сводили в Беларуси, а мастерили в Москве. В итоге, где сделан диск? Везде. Второй диск они записали в Минске, мастерили в Москве. У них просто есть возможность, сильная директорская поддержка. Во втором альбоме у них же и Михалок участвовал, и, в то же время, им давали большие залы. Например, они собирали тысячный концертный зал «Минск» и делали хорошее шоу. Потом их, правда, немного прижали, хотя они всё-таки выпустили три альбома, сейчас выпускают четвертый, и это о чём-то говорит.

DIYclab: Почему «Пару Рублей» поют на русском языке?

Паша (гитара): Понимаешь, в чем дело: родились мы все в совке и у нас незаточена голова по-белорусски. Мы можем разговаривать, но как-то принято, что все на русском говорят. Это первая причина. Вторая причина, мы хотим иметь какой-то коммерческий успех, а в Белоруссии этого достичь абсолютно нереально. «Крамбамбуля» могут себе это позволить, потому как они мегаолдовые, и то, сейчас они в основном играют по заграницам, а в Белоруси чаще на корпоративниках всяких. Мы же делаем ставку на Россию.

Константин (бас-гитара): Это не принципиально, придёт время, и напишем. Мы уже пробовали даже, но по-русски намного лучше получается.

Паша (гитара): Я пишу тексты по-русски, я думаю по-русски, я говорю по-русски.

DIYclab: Как вы все дружно пришли к тому, чтобы играть ска?

Константин (бас-гитара): Мы все по отдельности в разное время пытались играть эту музыку, когда она была совсем непопулярна. Миша (вокалист – прим. DIYclab), на заре создания «Леприконцов», играл там на бас-гитаре. Они тоже что-то похожее пытались делать с духовыми. Потом, когда Миша по некоторым причинам не смог играть в этой группе, на замену пришел я. То есть я и Миша играли в «Леприконцах» на бас-гитаре, только я играл чуть дольше. Так что мы были к этой музыке поближе, и этот стиль тащим ещё с конца 90-х годов.

DIYclab: Какие музыкальные пристрастия были и есть у членов группы, что, может, повлияло на выбор?

Паша (гитара): Очень много музыки, начиная от The Skatalites, The Toasters, Operation Ivy, Madness, The Mighty Mighty Bosstones, Manu Chau, до Ленинграда и Ляписа Трубецкого. Короче, всё подряд, включая Sepultura.

DIYclab: Как вы считаете, ска – это социальная музыка?

Константин (бас-гитара): Ну, тут уже как поставишь, реально очень тяжело под весёлую музыку затронуть какие-то серьёзные темы. Ну, по любому, стараемся.

Паша (гитара): Если мы и освещаем какие-то социальные моменты, то делаем это весело, со стёбом. Мы ж не про водку поём, мы поём про жизнь (дружный хохот).

DIYclab: Нравится ли вам что-то из украинской музыки?

Константин (бас-гитара): Сегодня мы в магазине прослушали «Гайдамаки», я себе даже диск купил, очень хорошая группа. Ещё «…и друг мой грузовик» днепропетровские, тоже очень уважаемая нами группа.

Миша (вокал): Да, в принципе, все украинские команды молодцы. Даже «Тартак» и «Океан Эльзы», они хоть и попсовые, но молодцы. У вас попса качественная, не то, что у нас.

DIYclab: Как вы думаете, как можно пропагандировать ска-музыку?

Паша (гитара): На Родине – никак. Разве что интернет остаётся, куда ещё не добрались эти цепкие лапы. Хотя ты знаешь, мы даже как-то играли на дне города, каким-то образом (я правда так и не понял каким).

Константин (бас-гитара): Да, было как-то. Давно не было подобных концертов, и тут взяли организовали. В спальном районе сделали сцену большую и пригласили рок-группы. Такой отрыв был нормальный, были там и панки, и металлисты, и мы в конце были хедлайнерами. Хотя, в принципе, на тот момент у нас диск только вышел, и тираж небольшой пластинки, то есть мы были популярны в узких кругах. Хотелось бы, чтоб музыка шла в народ.

Паша (гитара): В принципе, где бы мы не играли, отзывы положительные у всех людей, не только тех, кто слушает ска.

DIYclab: Чем занимаются члены группы «Пару Рублей», чтобы заработать деньги?

Константин (бас-гитара): Мы все работаем. Кто музыкой занимается, у кого-то профессия «околомузыкальная». Мы с Мишей заняты продажей дисков, Ваня преподает музыку, Юра – ещё учится, готовится преподавать, Павлику некогда работать, он песни пишет.

Паша (гитара): Я работаю в сфере образования, сторожем в школе (дружный хохот).

Константин (бас-гитара): Да, время кочегаров и сторожей ещё не прошло, зато у него есть много времени для творчества.

DIYclab: Какие творческие планы на будущие у группы?

Константин (бас-гитара): А какие у музыкантов могут быть планы? Играть концерты, выпускать альбомы, клип вот сняли, скоро доделаем.

Паша (гитара): Клип, сайт, возможно будут какие-нибудь перспективы сгонять за кордон, там выступить.