Тимофiй Хомяк / «Мы играем позитивную музыку для позитивных людей!»
Лидер группы «Вертеп» Тимофей Хомяк удивляет украинскую публику необычными римейками на украинские народные песни. В исполнении коллектива можно услышать колядку в стиле регги или щедровальный рождественский блюз.
С Тимофеем «ВГ» общался накануне Крещения на концерте группы «Вертеп». Пока участники коллектива готовились к концерту, а поклонники сосредоточенно раскладывали на столиках распечатанные тексты песен своих любимцев, чтобы все желающие могли им подпевать. О себе Тимофей говорит редко – на вопросы отвечает чаще от имени всей группы. «А про «Арт-Вертеп» в стенах «Рок-кафе» сегодня вообще не говорится!» - сразу восклицает «вертеповец». И добавляет: как бы к творческому агентству душа не лежала - все равно это работа. А вот музыка – особое состояние души.
- Как вы сами называете музыкальный стиль «Вертепа»?
- Определять - не наше дело, этим должны заниматься критики. То, что мы играем сейчас, называем «этнофьюжн». То есть синтез очень многих стилей. И правда, у нас можно услышать что угодно – и рок, и рэгги, даже рэп, какие-то афроамериканские ритмы. Думаю, мы таким образом поем вместе с миллионами людей во всем мире. Говорили даже, что мы играем эстрадный шансон. Об этом вообще можно много рассказывать, но на самом деле мы ничего нового не выдумывали. Двадцать первый век на дворе, и синтез – абсолютно нормальное явление, в котором живут большинство музыкантов, которые не стоят на месте, а ищут новые формы, пытаются синтезировать разные культуры...
- Группа основана 8 марта. Повлияло ли на вас «рождение» в женский день?
- Да мы вообще родились для женщин! Все у нас посвящено женщинам. Вы как думаете, для кого мужчины песни сочиняют, картины пишут – не для себя же! От Клары Цеткин, конечно, наше творчество не зависит. Но вот весна, женщины (выражение лица становится мечтательным) – оказывают максимальное влияние.
- На данный момент “Вертеп” – сугубо мужской коллектив. Планируете ли вы сотрудничать с девушками?
- «Вертеп» никогда не был сугубо мужским коллективом. У нас есть любимые жены, а у некоторых участников и дети женского пола! Так что мы уже страдаем от их влияния! (смеется) А если серьезно, то совсем недавно мы остались без женского вокала, и сейчас ищем хороших поющих девушек! Даже кастинги устраиваем. Главное требование к вокалистке - она должна петь душой. Музыкальное образование желательно, но не обязательно.
- А у вас музыкальное образование есть?
- Оно есть у четырех музыкантов коллектива. А у двух фронтменов - у меня и гитариста Алексея Бондаренко – нет.
- Не чувствуете себя неловко среди профессиональных музыкантов?
- Ну почему же, очень комфортно. Просто есть высококлассные музыканты, которые стали почти одной семьей. К тому же отсутствие музыкального образования не мешает заниматься музыкой профессионально (улыбается).
- Хотели бы продублировать кого-то из персонажей российских фильмов?
- Из советских фильмов, скорее всего никого бы не хотел озвучить. Для классики перевод, конечно, необходим - но на уровне бегущей строки. Я вот сейчас вспоминаю - четыре года назад возник вопрос перехода СМИ на украинский язык. И вокруг все ведущие кричали: «Это невозможно, мы никогда не выучим!..» И что? Буквально через полтора года они замечательно говорят на украинском, эта проблема исчерпана, никто про нее даже не вспоминает. Думаю, то же самое будет и с кинематографом.
- Говорите ли хоть иногда по-русски?
- Нет. Вообще. Даже с русскоязычными людьми. Слава тебе господи, все меня без проблем понимают. Сейчас тему двуязычия в Украине уже нет смысла поднимать - неинтересно. Растет уже новое поколение, для которого не возникает вопросов в этом плане – многие знают как минимум два языка. Лет через пять-семь они будут знать и по три-четыре языка. И это нормально для любой нормальной европейской развивающейся страны.
Конечно, я вырос в украиноязычной семье, закончил украиноязычную школу. Но во времена моего студенчества было такое двуязычие. А позже «спілкування українською» стало некой принципиальной позицией, самоидентификацией что ли… Меня вообще напрягают какие-то заигрывания к „северным братьям”, с которыми мы как будто столетиями были в приятельских отношениях.
- Означает ли это, что вы противник всего российской культуры?
- Да ни в коем случае! Скорее, противник русской антикультуры. Я вообще позитивно отношусь ко всем культурам мира, в том числе люблю и творчество российской нации. Здесь ничего удивительного: кроме «Битлов», «Пинк флойд» и «Роллингов», я вырос, конечно, на песнях Владимира Высоцкого, Розенбаума, «Машины времени». Мы все через это прошли. Можно долго вспоминать, что Мусоргский сам родом из Украины, хотя считается российским композитором... К тому же, я рос на российской поэзии и прозе... я по определению не могу быть противником российской культуры. В подтверждение этому у «Вертепа» на новом альбоме будут звучать и русские балалайки, гармоники-тальянки и еврейские скрипки...
- А еще вы играете на дождевике. Откуда экзотический инструмент?
-Ну, играю – это громко сказано: его достаточно просто покачивать туда-сюда. К тому же никакой экзотики в дождевике нет – он существует у всех народов мира. Только называться может по-разному – например. «песочник» или «океанский прибой». Звук зависит от того, из какого материала инструмент сделан и чем наполнен. В Украине их делали из борщевика, который в огородах растет. А мой дождевичок - сделали днепропетровские мастера из крымского бамбука, сорванного в Никитском ботаническом саду.. Так что «Вертеп» поддержал отечественного производителя!
- Считаете ли свою музыку «форматом» на радио?
- Могу сказать только, что она не неформат (хитро улыбается). Ос каждым годом растет количество людей, которые слушают такую музыку – и это не может не радовать. Все меньше становится рамок в стране. В ментальном понимании мы из советского народа превращаемся в европейское государство. В страну, которая за последние несколько лет изменилась радикально - мы стали более толерантными, добрыми внимательными. У людей есть желание слушать нечто другое. Поэтому уже существуют разные фестивали, разные клубы, информации все – человек может выбирать, а не только слушать Баскова со всех каналов. Или включать ТВ на Рождество, и видеть одного Петросяна.
- Как относитесь к перепевкам поп-исполнителей стихов украинских классических поэтов?
- Это очень даже адекватно. Потому что молодежь, которая слушает того же Козловского, наконец-то услышит качественную поэзию, исполненную хотя бы в такой манере (недавно Виталий Козловский выпустил песню на стихи Ивана Франко «Чого являєшся мені у сні?” – прим. авт.). Остальное его творчество поэзией можно назвать с большой натяжкой. Может, это я так говорю потому что через год-полтора мы и сами хотим записать альбом с песнями на слова того же Шевченко или Леси Украинки...
- Что вдохновляет вас на создание музыкальных композиций?
- Ой, да много чего вдохновляет – вот, кутя на столе... любые силы природы, которые мы видим. Любая книга или фильм, если они стоят того чтобы прочитать или посмотреть… это может быть влюбленность, дорога.
- Ваша группа называет себя «мандривными дяками». Влияет ли это на ваш образ жизни?
- О да! Стабильности точно никакой. За почти семь лет существования состав группы уменьшился с двенадцати человек до шести. Сколько нас будет завтра – понятия не имею (улыбается). Но есть и позитив – например, наш ударник Михаил Константинов неожиданно раскрылся, стал писать потрясающие песни и поражать зрителей вокалом. Ну и еще мы в переездах постоянных. Буквально на днях мы вернулись из тура по западной Украине.
- Если сравнивать восток и запад, каковы Ваши впечатления?
- Мы уже очень много поездили по всей стране от Алушты и Одессы до Ужгорода и Львова. На самом деле все зависит от людей. А люди повсюду добрые.
- Любимый город можете назвать?
- Где бы мы ни были - во всех городах будем передавать и пересказывать любовь к родному городу. Мы все время стремились в другие места, к другим людям, но речь не шла о том, чтобы куда-то перебраться насовсем. Долгое время у нас было несколько „любовей”: и Львов, и Одесса... Но с каждым годом география сужается. А за последний год она сузилась окончательно, и мы оказались там, где должны быть – в Днепре, на нашей родине. Думаю, даже лучше, когда мы играем на своем поле. На чужом публика не так строга, может что-то простить, но как раз и чего-то главного может не заметить, не уловить. А здесь мы видим ту самую «обратку».
- Какие эмоции переживаете во время дебюта? Возможно, страх, волнение?
- Да нам уже давно ничего не «страшно»! Учитывая несколько сотен концертов, которые были в нашей жизни! И каждый новый концерт – как будто «впервые»! А дальше все зависит от внутренних и внешних факторов! Мы стараемся на все сто понимать взгляд зрителя и попытаться сделать, то чего он в данный момент от нас ждет – лирических вещей или танцевальных. Особенно здорово, когда народ уже знает, любит твою песню, и приходит на концерт подпевать и подтанцовывать.
- Как относитесь к телепроектам вроде “Шанса” и “Фабрики звезд»?
Положительно! У молодежи, которая их смотрит, как минимум, возникает желание учиться петь, танцевать, да в конце концов, просто творчески развиваться!
- Согласились бы вы принять в них участие?
- Почему нет? «Вертеп» открыт для творческих экспериментов! Например, мы писали саундтреки к книгам(в частности, к книге Юрая курая „киноФМ”, даже небольшой видеоклип к этой книге сняли). А «звездные дуэты» у нас уже были неоднократно! Так, на фестивале «Харьковская баррикада» ми пели с вокалисткой группы «Ойра» Галей Бреславец. Были совместные выступления с Юрием Андруховичем и Юрком Покальчуком. Можно еще долго вспоминать (мечтательно улыбается).
- Присуще ли вам ироническое отношение к жизни?
- Такой явной иронии я бы не фиксировал. Принцип группы, да и мой тоже – играть позитивную музыку для позитивных людей.
ДОСЬЕ
Тимофей Хомяк, 30 лет
С 2001 года Директор творческого агентства «Арт-Вертеп»; один из идейных вдохновителей команды «мандривных (путешествующих) дьяков» «Вертеп». В группе поет, играет на сопилке, дождевике, тамбурине, сочиняет музыку и тексты песен.
Женат, имеет сына.
По его словам, в последнее время живет исключительно в дороге.
Матчасть
Мандривные дьяки - характерный культурный феномен для украинских земель XVIIIв. Как правило, это были студенты средних и высших школ того времени, которые, прослушав несколько курсов, на каникулах путешествовали по Украине, нанимаясь домашними учителями. Мандривные дьяки писали также сатирические стихи, пародии на церковные псалмы и библейские легенды, интермедии, вертепные драмы. Основная черта творчества мандривных дьяков – ирония.
Творческие планы
Сейчас в работе два альбома группы. Они до сих пор не имеют названий, концепции и определенной формы. Первый диск – в привычном для группы стиле «этнофьюжн». Второй альбом (условно названный «Гайдамацкими песнями») - это стилизация под народную музыку начала 20-х годов XX века. Песни из этого альбома - своеобразный саундтрэк к несуществующему кино о гражданской войне в Украине.