Алєксандр Мухарєв / Восемь с третью. День четвёртый

(1) Сколько нервов помотала привередливая начальница отдела планового образования, ей пришлось повозиться с моим текстом изрядно, ибо в нём я без прикрас и деформаций отобразил её прямую речь. А смотреть в зеркало точных слов, сказанных в надежде исправления и оставленных без изменений для ответственной дамы оказалось всё равно, что нацепить гнусную маску дешёвого и безграмотного персонажа, кривляющегося на сцене до предсмертных колик. Оттого и гневилась Анна Андреевна и упрекала в отсутствии журналистского такта, ибо привыкла, что поток бюрократического сознания корреспондент газеты укротит, из мутной речушки соорудит приемлемый канал как для органа печати, так и для глаз администрации. То, что пролетарии станут внимать полированной речи без сучка и задоринки, скучая после рабочей смены, в расчёт не берётся. Если становятся слишком умными, пусть ищут место у частника, но не плачут потом о коротком отпуске, непременных киданиях и социальном пакете. В общем, пока очередь подошла ко мне, и женщина заговорила, усел на тихом звучании прослушать несколько диктофонных записей, тоскливо посмотреть в глаза суетливой особе, извиняющейся из-за задержки, мол, срочные моменты – необходимо решить. Да, конечно. Нет вопросов и претензий, подожду! То заперла дверь на ключ и не достучаться, беседовала конфиденциально с заместителем генерального директора, то лепетала с подчинёнными о каких-то справках, документах, подписях титульных лиц. И всё же взяла распечатку в ладонь, повертела в различных ракурсах и попробовала вслух убористый ряд съёжившихся слов, уколола язык о колючки собственных выражений. О этот чиновничий вульгаризм и возвышение, не пристало так буквально транслировать обтекаемую речь. Внял замечаниям и ушёл в дальнюю комнату коридора, вводить правки текст за компьютером, перебирать некоторые абзацы, сушить предложения, обращая их в канцелярский порожняк.

(2) Подоспел текст Евгения Степанова – редактора многих авангардистских журналов о предстоящем в конце октября международном поэтическом фестивале «Другие». Обошлось даже без моих наводящих вопросов, московский писатель, журналист и бизнесмен всю работу выполнил сам, но под материалом, что весьма удивительно – моя фамилия. Своего рода, медвежья услуга. Так и я в своё время помогал пробиваться на страницы «Своего мнения» старшеклассницам, жаждущим поступить на факультет систем и средств массовой коммуникации. Но с помощью Евгения Викторовича я иду значительно дальше – в столичный контекст, а это дорогого стоит. Большое спасибо. Не вникая и не перечитав опус, отправил  немедля Максиму Бородину, следует вставить в номер альманаха своевременной  литературы. Порадовался. Теперь окончательно сформировалось содержание, что-то ещё может поступить в последний день. И на это следует рассчитывать. Обложка в исполнении компьютерного дизайнера, живущего на улице Героев Сталинграда, как слышал от Максима – готова, тираж могут сделать в течение дней трёх-пяти. Вряд ли будем проводить презентацию, хотя толк в ней есть. Мобилизовать местную публику, лишний раз о себе заявить в свете готового продукта. Мы – энтузиасты, не крохоборы и на хвост различным спонсорам не падаем, честно за свои кровные преподносим ценителям поэзии скромный дар. Его заметить обязаны. И оценить. Любопытно будет почитать трёхтомник прозы издателя «Футурум-Арта» и «Детей Ра», может на оную днепропетровский покупатель найдётся?

(3) Верх дном перевернуть тесную клетушку, где впритык – нагромождение компьютеров и мебели, офисных растений, принтера, сканера, ксероксной бумаги, чтобы найти документ, необходимый для бухгалтерии. Раз три-четыре заглядывала серьёзная сотрудница профкома и спрашивала – ну, как ваше несчастье скоро нам принесёт листок? А виновник утраты, как ни в чём не бывало на мелочи отвлекался: пил кофе в комнате дымной, табачный чад коромыслом навис, пометив интерьер каким-то шлейфом изгойства, ведь никто в редакции, кроме шефа не курит, потому и не находит понимания его вредная привычка. Только усугубляет зону отчуждения, пробиваемую залпами чудовищного смеха, слышащегося, как ураган, сметающий обстановку и меняющий лик ситуации. Виталий заметался, куда запропастилась инструкция, платёжка фотоаппарата, того самого, который был вырван вместе с портфелями злоумышленниками. Нет, ошибаюсь. Путаю события времени. Пишу не о зиме 2007-го, но  почти о середине осени прошлого года, когда имелась иллюзия: редакционная техника испортилась и ремонту не подлежит, посему выбили в общем отделе через председателя профсоюзного комитета деньги на приобретение новенькой «сони». Отдельная тема – предпочтение инструмента. Никогда бы не взял сию марку, ибо пристрастился к другому бренду: «олимпусу». В мобильном измерении предпочитаю «нокиа», среди цифровых фотоаппаратов «олимпус». Однако никак не могу выяснить – а дивиди-плейер какой фирмы можно приобрести, кажется с оным видом продукции никакой надёжности и гарантии не существует. Ну да ладно. В ходе лихорадочных поисков ничего не нашёл длинноволосый коллега, лишь обозлился чрез край. Но, словно чудо явилась Аня Долгаева, в руках держа искомый документ. Запрыгал и затанцевал руководитель. Сразу же молвил – за это награжу тебя дополнительным отгулом. Ведущая радиопередачи только рассмеялась, улыбнулась загадочно и ушла к себе в бокс.

(4) К вечеру на военный объект, а точней в милицейские казармы, где ютится редакция газеты «Своё мнение» привезут последний номер, и нужно будет долго ждать юного распространителя, отлынивающего и саботирующего развоз издания. Он привычно врёт Валерию Николаевичу, что сейчас вот-вот, подождите немного и прикачу, но на самом-то деле подрабатывает в другой организации, а в еженедельнике только видимость создаёт, пускает в глаза пыль. Почему-то его покрывает нынешний хозяин, человек из штаба, однако подыскивать начинает кандидатуры на должность коммерческого директора. Договорился с Захаровым, что приеду завтра и возьму необходимые тексты в набор. В прямом смысле работа не грязная. Только в переносном. Набивать жуткие русофобские письма обезумевших националистов в избыточном количестве и робкие реплики в противовес. Тонущие в потоке без краёв оранжевых измышлений и ненависти. Так и укрепляется внутри неприязнь к Вите Уродливому и Юле Бесноватой, приведших Украину к пропасти. Один шаг вперёд и всё – не видать независимости, попали бы под абсолютный контроль штатов, но талантливый Ренат и его донецкий товарищ, победивший в парламентской борьбе, спасли страну, и опять она вернулась на путь стабильности, экономического роста, постепенно выздоравливает. Избавляется от прокажённых пятен заокеанского ужаса и духовного диктата. Обычно иду в «СМ» извивающейся дорогой: с улицы Уральской спускаюсь вниз на пару кварталов, минуя тюремные корпуса, и следую влево. Метров двести-триста или больше. Поначалу путал пропускные посты и рвался проникнуть на территорию внутренних войск, но сейчас отпечаталось представление – далеко-далеко, за плакатами, за маскировочными кустами, за рваным асфальтом холостого вечера – одинокие ворота зелёные, там – будка, контрольно-пропускной пункт, доверчивая или подозрительная смена. Тебе разрешают подняться на четвёртый этаж, оскорбительные пропагандистские рисунки Блока ЮТ с мордой коровы, издёвкой в адрес русского языка чувствительно задевают. Всё так дорого здесь и буржуйские лица удивляются, завидев поэта, чьё творчества с ранних произведений и до последних убедительно, удивительно восстаёт против капиталистических порядков. Разворотить бы пчелиное гнездо! Да побаиваешься укусов. Тут союзническая помощь нужна, дабы притихли насекомые.

(5) Диск с фильмами в коих играл Дастин Хоффман: «Мотылёк», «Парфюмер» и ещё восемь других кинолент. Некоторые картины не читаются: скомканный экран, как бельевая тряпка совсем не видится по углам, боковые пространства изображения ужаты до неприличия, смотришь в узенькое окошко и просекаешь – нечего принять в данной череде аттракционов, они малы, и портят зрение. А некоторые работы просто скучны, в связи с тем, что настроение времени архаично и не имеет никаких зацепок в настоящем, в ряде случаев наивным и плохим кажется перевод, иногда жанр не удовлетворяет. К примеру, категорически не понравился фильм «Тутси» не знаю почему. Как-то с ходу, с лёту, с пылу и с жару. Что-то в нём подвело внимание, гнусавый закадровый голос, мутящий заурядный, пришибленный текст с изъянами. А может сюжет не заинтересовал? В общем, нажал «стоп» и переместился в иной визуальный мир. Если не ошибаюсь, западногерманского режиссёра. Зовётся «Эпидемия». Это – катастрофа, развивающаяся стремительно. На гигантском океанском судне, перевозящем живность для европейских зоопарков, сходит с ума обезьянка, ломает клетку и безобразничает на берегу. Похоже, занесло её аж в Америку. Она кусает ладонь покупателя, тот в страшных мучениях, с пеной у рта, жутковатых вздутиях и запредельно кошмарных гримасах отправляется в гроб, но болезнь уже кочует среди людей. Достаточно чихнуть, кашлянуть, неаккуратно сморкнуться или просто харкнуть мимо урны, бросить на мостовую одноразовую салфетку с микробами – готово, хворь инфицирует очередные организмы. Естественно, вмешиваются военные, устанавливают карантинные зоны и тысячи тысяч американцев обречены на гибель, ибо вакцины нет. Предполагают, что нет. Но её раздобывают. Секретно. Решительно настроенные ястребы в момент апогея готовятся подвергнуть опасные земли ядерной бомбардировке. Плевать на протесты, журналистский гам и последствия. Ценой фантастических усилий несколько персонажей утрясают адскую ситуацию. Счастливый конец наступает. Влюблённая на последней стадии болезни получает волшебный укол и хотя измождена без меры показательно улыбается, хочет встать в строй бойцов за счастье тех доходяг, что не успели превратиться в трупы. Оклематься должны, средства поступит для дохляков в нужном объёме! Устал глядеть, накатывала ломота в зрительные волокна. Больше слушал, читая одновременно несколько литературно-художественных журналов на украинском языке: «Отчизна» и «Вселенную». Потом рухнул в поле сна, вязкое, клубящееся проектами затрат. Пора планировать бюджет и текущего и наступающего месяца под аккомпанемент «Эпидемии».

(6) Глупо и неразумно отдаваться инстинктам низменным – до полуночи смотреть ящик, попутно читая модернистский украинский журнал с любопытными материалами о том, как эффектно провести презентацию художественной книги, чтобы тебя заметили. Для этого дней за десять нужно сообщить по всем телеканалам, обзвонить максимальное количество журналистов, пригласить именитых гостей, к чему авторитетному мнению весьма доверяет публика и даже организовать нечто вроде скандала, мистификации, какой-то музыкальный или артистический аккомпанемент, а главное щедро накрыть поляну. Нехитрые рецепты, а после следует регулярно напоминать о себе в новостях, газетных публикациях и совершать вояжи с популяризацией собственного творчества. Естественно, что необходима максимальная самооценка, ведь по ходу твоя деятельность – это чистой воды самореклама и тщеславие должно подогреваться горячим самолюбованием, нарциссизмом. Пока глядишь параллельно в два экрана – компьютерный и телевизионный от визуальной накачки устаёшь, но добавляешь ещё нагрузку буквенную – прошлогодний выпуск «Экслибриса» №11 смакуешь. Авторские полосы Сергея Шаргунова, Яна Шенкмана и прочих сотрудников либерального проекта. Четвёртый по счёту порнографический фильм достаёт, глаза наливаются резью, а мозг – фундаментальной тупостью. И даже «Личный меморандум», заброшенный дней пять назад не возбуждает писательский азарт, поэтический сник ещё раньше, когда были заброшены и забыты правки к недавно сочинённым текстам. Скоро безволие закончится? Пока не встречу вдохновляющую и нужную девушку буду дрейфовать в сторону пессимизма, заката, неизбывной лени. А не завести ли горничную, как у Николая Левитова, которая за скромную плату приходит энное число раз в неделю и убирает в квартире, готовит завтрак, оставляет блюда на целый день? Действительно, мысль забавная. Прочитал фрагменты дневников Джона Фаулза, датированные 1952-1953 годами, когда будущий автор «Женщины французского лейтенанта», «Коллекционера» и «Волхвов» преподавал английский язык в Греции, на прекрасном острове. Двадцатисемилетний литератор вспоминает о своей любви Монике, которая осталась на Туманном Альбионе, замечает за собой скрытые гомосексуальные наклонности, обращает внимание на красоту воспитанников. Но нетрадиционная тенденция исчезает, когда в школу приезжает американский писатель Рой Кристи со своей супругою Элизабет. Он влюбляется в женщину-ровесницу, нравится ему выпивать в компании эгоистической пары, пока муж занимается сочинением романа его «вторая половина» погружается в романтический экстаз чувственных переживаний, её двухлетняя дочка с укоризной наблюдает, как мать изменяет папочке, но ещё не научилась говорить, потому и не страшна. Жаль, что текст обрывается на самом любопытном эпизоде. В том, как стилистически профессионально и мастерски оперирует языковыми средствами Д. Фаулз, чувствуется, что ему по плечу задачи высокой уровни сложности, он владеет необходимой техникой, уверен в своём таланте и грядущем успехе. Автор возвращается к теме реализации проектов, донимающих назойливо, взвешивает на классических весах – а стоит ли браться за произведение или творить иной сюжет? Его беспокоит длинный путь от идеи до реализации. Привычка к труду подкрепляет фундамент амбиций.

(7) Всё тот же подрывной телеканал «виасат-эсксплор». Днём он популяризирует вклад Папы Римского в развал Советского Союза и демонтаж Варшавского договора, к одиннадцати вечера или о преступниках документальные сериалы демонстрирует или об извращенцах. Подробный фильм о том, как за границей функционируют сексуальные клубы, где пышно и демократично устраивают оргии. С огоньком. В том же духе и рассказ о парне, охотящимся. За приключениями на свою задницу или на пасть. Подстерегает определённого вида личностей около туалетных кабинок, быстро проделывает всё, что нужно. Радостен и хвастлив. Катит в рикше и разглагольствует о том, скольких поимел. Рекламирует гомосексуализм. Ещё линия – бордель и шлюхи, обслуживающие потребителей. Буднично рассказывают о работе, эротическая рутина для них тоже, что для шахтёра спуск в забой, для лётчика старт со взлётной полосы – небольшой элемент неожиданности, но в целом – приевшаяся скука. Также молодой режиссёр имитирует постановку порнографической ленты с участием «звёзд» жанра, но на деле пытается их психологически разоблачить, выставить всю фальшь и эмоциональную лживость продажной психологии, когда интимные акты происходят при стечении огромной съёмочной группы, а приходится выдавать картинку радости и экстаза в то время, как определённые расщелины женщин просто дико болят и ноют от напряжения. В глазах вместо волны оргазма виднеется плеск слёз. Что на словах ощущают модели, прожигающие телесный запас, на конвейере похоти? Странно, что пока пишу сей кусочек «Октября» уже второй раз закрывается программа «ворд» и спрашивает: передавать отчёт об ошибке корпорации «Майкрософт» или не надо? При этом, если отсылать к отчёту прикрепляется и данный файл. Не хотелось бы, чтоб кто-то его читал. Сегодня хочу во-первых пробить октябрьские издания, распределить их по комплектам. Постараться найти пин код материнский, дабы она пользовалась мобильным телефоном. Если не найду – придётся активизировать «мтс». Наконец-то фиговый канал сменился ещё худшим: настоящим эротическим, т.е. порнографический материал здесь подан в мягком, усечённом варианте, без показа соприкасающихся половых органов. Лишь тени или такие далёкие ракурсы и срезы, что не разберёшь всю членскую и влагалищную возню. Завсегдатай мулат с низкорослым крепышом в цикле «извините меня!» знакомятся прямо на улице с юными девицами, те не прочь пихнуться и вот тебе – десятиминутное размазывание спермы по лицу потенциальной звезды кампании «приват». Натруженные ноги, жаркие стоны, потные спины, агрессия в лицах, преследующих цель – продержаться как можно дольше пред камерой, сдерживая подступающую лавину на кончике. Неужели всю эту гадость смотрю? Почему не в гостях у какой-либо творческой дамы бальзаковских лет, в мягкой, тёплой постели, не сжимаю её пухленький животик и не держу между ног шаловливую ладонь? А принуждён каторжно взирать на вакханалию посторонних, платных развратников. Подверглась девальвации шкала ценностей. Курс любви упал, инфляция привязанности, дорога к открытому сердцу любимой в какой-то буре и смятении точно не видна. Шляюсь в приблизительной тоске. Вот и размениваю ночные часы на презренное зрелище, подкатывает нехороший симптом под одеялом, голова забивается отрубями, забывается и падает в подвал сна. Неудовлетворительного и пустого.