Олександр Любченко / Легкость майского джаза

Писать о музыке тяжело, а о хорошей музыке – легко и приятно. На прошедшем в минувшие выходные фестивале «Майджаз» было много хорошей музыки. И хотя организаторы фестиваля - новички в этом деле, и не обошлось без определенных огрехов, я знаю точно: за второй день фестиваля днепропетровцы и гости города могут сказать оргкомитету огромной «спасибо»!

Открытием фестиваля можно считать группу «4jazz». Известные днепропетровские музыканты, объединившиеся в квартет, играли композиции талантливого пианиста Дмитрия Соловьева и делали это просто блестяще. Особую ответственность накладывало и то, что ребята выступали в одном концерте с признанными мастерами импровизационной музыки Александром Любченко, Михаилом Крымовым, Алексеем Козловым.

Дуэт Любченко-Крымов сложился не сегодня. Еще в далекие 80-е эти мастера действительно мирового уровня играли вместе в легендарной джаз-роковой группе «Кредо».

Затем в популярном «Супер трио», которое со временем трансформировалось в дуэт (совсем небольшой дуэт – всего два человека, как сказал ведущий фестиваля Алексей Коган).

Однако долгое время дуэт не работал. В основном, из-за отъезда Михаила Крымова в столицу. Но, как говорится, все преходяще, а музыка вечна. Музыканты вновь радуют публику своими выступлениями. И не просто радуют. На фестивале они просто «порвали» зал. Публика устроила овацию своим любимцам. К сожалению, по правилам проведения фестивалей, время выступления исполнителей строго регламентировано, и «на бис» они не выступают.

После концерта автору удалось отвлечь Александра Ивановича и Михаила Евгеньевича от раздачи автографов и задать несколько вопросов.

- Алексей Коган рассказал замечательный анекдот: «Проходит конкурс юных скрипачей. Перед зданием консерватории останавливается громадный лимузин «Хаммер», из него выходит маленький мальчик: костюмчик от Версаче, белоснежная рубашечка, лакированные ботиночки, скрипка Страдивари за 2,5 млн.долларов. Поднимается на сцену и играет очень плохо. За ним выходит пацан в застиранной футболочке, штопаных джинсиках, кедах, со скрипочкой за 15 грн. (дырочка заклеена жвачкой) и играет... еще хуже».

Отсюда вопрос: на каких инструментах играют звезды?

Александр Любченко:

- У меня прекрасный, довольно редкий инструмент Yamaha LLX-500C, на котором вместо пьезо поставлен Ди Марцио кастом. Получилось микрофон плюс электромагнитный пикап.

- Михаил, о вашем басе ходят легенды, расскажите о нем.

- В 1993 г. этот инструмент сделал днепропетровский мастер Владимир Бурда. За эти 15 лет раза три или четыре менялись звукосниматели. Сейчас на одном грифе стоят американские E-ЭМ-ДЖИ, а на втором «Сеймур Дункан».

- Собираетесь ли вы в дальнейшем радовать публику именно дуэтным составом?

А.Л.: - И я, и Михаил занимаемся, конечно, и сольными проектами. Но и в дуэте работаем постоянно. У нас большие планы.

- Совсем недавно у вас с большим успехом пошел концерт в «Рок-кафе». Сегодня вы играли на фестивальной сцене театра им.Горького. Какие площадки вы предпочитаете?

- Наш уровень позволяет работать на любых площадках. Просто должны выполняться два основных условия – хороший звук и своевременная оплата.

- Вы столько лет играете вместе, а пластинок ваших я что-то не вижу.

- В данный момент записано четыре диска. А вообще готовится серия из десяти пластинок. Можно приобрести также недавно вышедший DVD.

- Большое спасибо вам за ту радость, которую вы дарите слушателям.

После антракта сцена была отдана во власть московского трио «Арс-нова» во главе с патриархом отечественного джаза Алексеем Козловым. Не знаю, волновался ли сам маэстро перед выходом на днепропетровскую сцену, но я волновался – музыканту идет восьмой десяток, сможет ли он показать тот класс, которого ожидает от него публика? Оказалось: может. Ого-го как может. Меломаны, собравшиеся в тот вечер в театре им.М.Горького, получили три удовольствия в одном концерте: молодой, талантливый джаз в исполнении «4jazz», невероятные, яркие импровизации дуэта Любченко-Крымов и просто космическую музыку трио «Арс-нова» с Алексеем Козловым.

Что ж, будем ждать новых музыкальных праздников.

Д.МУШКИН, «Днепр вечерний»