Варужан Айрапетян / Огранка Варужана
Давний вопрос о том, как именно художник должен изображать окружающую действительность, до сих пор не решен. По всей видимости, мы еще долго не получим ответ на него. Ясно одно: чтобы картина по-настоящему «зацепила» зрителя, живописец не должен тупо копировать жизнь во всех ее проявлениях (хотя бы потому, что этот «копирайт» давно и прочно принадлежит фотографам и адептам социалистического реализма). Истинный художник обращается с жизнью подобно тому, как ювелир обращается с алмазом - шлифует, ограняет и «убирает лишнее». Только от художника требуется, быть может, еще большее мастерство, потому что жизнь куда дороже, чем все алмазы, рубины, сапфиры и прочее сырье для ювелирной промышленности.
Именно такую «огранку жизни» мы можем наблюдать на персональной
выставке Варужана Айрапетяна, представленной в музее «Литературное
Приднепровье» - с той лишь разницей, что «граней» в любой из его картин куда
больше, чем в бриллианте. Такого количества плоскостей «в рамках одной картины»
мы, пожалуй, не встречали со времен раннего Пикассо и его сподвижников -
модернистов. При этом художник использует сугубо свою, айрапетяновскую, с первого
взгляда узнаваемую цветовую палитру. В результате получается весьма интересный
пост-пост-модернизм с легким армянским акцентом. Картины Айрапетяна - это не
рассуждения о природе вещей, явлений и причинно-следственных связях, это
скорее яркая, веселая и увлекательная игра с образом. Такая «огранка»
привычных обтекаемых очертаний - людей, животных, предметов - делает их
фактурными, осязаемыми и интересными, а вместе с ними и саму нашу жизнь. В
этом, пожалуй, и состоит предназначение художника -заставить жизнь засверкать
всеми гранями, засиять всеми цветами солнечного спектра.