Варужан Айрапетян / Шедевры по воскресеньям
Я знакома с ним более 5 лет. Но все это время мне приходилось видеть лишь его дизайнерские проекты интерьеров. И вот, проходя по пр. К.Маркса мимо Литературного музея, я увидела афишу "4-1. Живопись архитекторов. Варужан-Ада-Илья". Не было сомнений - это он! Вошла.
- Зал, привыкший к литературной атмосфере, заполнили картины,- говорю я Елене Валентиновне Аливанцевой, заведующей литотделом Днепропетровского исторического музея.
- Да. Выставка "4-1" - одна из первых наших проб. Мы проводим ее в nayзе между выставками, посвященными Т.Г.Шевченко и А.С.Пушкину, которая откроется 18 мая. Авторы полотен изготовили и передали в дар нашему музею витрину. А мы, в свою очередь, на две недели предоставили молодым художникам выставочный зал. В небольшом уютном зале меня встречает приветливой улыбкой Аирапетян Варужан. Без помпезности, просто и доступно рассказывает о своих работах, делится своими маленькими секретами. Одна его фраза заставляет вдруг увидеть не видимое раньше. Он любит цвета нежные, как весеннее утро, и насыщенные, как полуденная жара. Но всегда это три цвета: красный - земля, желтый - солнце и синий - небо.
Варужану 33, но рисует он с детства. После школы закончил
Ереванское художественное училище, отслужил
в армии, приехал учиться в ДИСИ на архитектурный факультет. Так и остался в
Днепропетровске с 1987 года. Работает дизайнером в строительстве, а рисует
только по воскресеньям.
Картины для него не просто хобби, картины - его страсть. Под музыку Вивальди
"Времена года" написана его картина "Двое". Первое впечатление серого
тона картины обманчиво, ибо присмотревшись, видишь,
что "серость"
передана все теми же цветами: красным, желтым,
синим.
Юрий Башмет своей игрой вдохновил Варужана на создание картины «Скрипач», где
скрипка вырастает прямо из плеча Паганини, а у одной руки - две кисти. Пожалуй,
нет на земле армянина, который не рисовал бы гору Арарат. И хотя все друг у
друга что-то заимствуют, Арарат Варужана особенный. Это не привычная белоснежная
вершина, а сверкающий гранями алмаз.
Я прошу его рассказать о художнике Варужане, с которым знакомлюсь только сегодня.
- Уже 10 лет я работаю в стиле аналитического импрессионизма. Еще до приезда ча Украину участвовал в выставках: республиканских, международных. В Днепропетровске это уже 4-я выставка: три персональные состоялись в 1988,1990 и 1992 годах. Осенью планирую провести еще одну свою выставку, где будут и философские полотна. В первую очередь пишу для себя, но вдвойне приятно, если мои картины нравятся другим. В своих работах задаю ребусы и заставляю возможность зрителю лично истолковать предметы, настроение. Но считаю, что созерцание не должно становиться мукой, а должно быть познавательным и приносить удовлетворение.
Мода существует на все. Ну, почти на все. Только Варужан настолько бережно относится к свои твореньям, что никогда не выносил их на аллею. Многие его работы куплены во время выставок, часто картины увозятся прямо из дома, минуя выставку. Так случилось и сейчас с картиной «Яхты», которая, попав в буклет выставки, не предстана перед зрителем. Сегодня я узнала, что его работы находятся в частных коллекциях Армении, Украины, Германии, Франции и Канады. Варужан не является членом Союзов художников, архитекторов.
Свободный художник работает только над тем, что ему нравится.
Так я открыла для себя заново своего знакомого.