Варужан Айрапетян / Музыка цвета

Имя Варужана Айрапетяна стало очень звучным в Днепропетровске насколько лет назад, когда молодой, но очень интересный архитектор сотворил маленькое чудо, создав из кинотетра «Украина» торговый центр. Нынешним летом он удивил новым проектом Армянской Апостольской церкви и…

Нет, я не буду говорить об архитектурных решениях част­ных домов, монастырей, кафе и многом другом, что уже из черно-белых чертежей пере­росло в осязаемые реалии.

Сегодня речь о Варужане-художнике. И если архитектура - это его специальность, то жи­вопись - исповедальня. Имен­но здесь, у мольберта, он лю­бит вспоминать свой любимый Чартар, размышлять об исто­рии и говорить об Украине по-армянски, а краски - перевод­чики.

Я могу долго рассказывать о том, как в 1992 году он орга­низовал выставку-продажу сво­их работ, а на заработанные деньги купил медикаменты и отправил детям Карабаха. Могу го­ворить о той грустной мелодии дудука, которой полны глаза его персонажей, о солнечном свете, брызжущем на зрителей, и глубо­кой философии его картин, что завуалирована многоцветьем. Но все это лично мои ощущения, мои эмоции. Чтобы узнать человека лучше, надо с ним поговорить. Поэтому приглашаю и вас, мои читатели, стать незримыми уча­стниками нашей беседы.

- Варужан, чем знаменито село Чартар?

- Вином и виноградом (он улыбается).

- Когда ты был там после­дний раз?

- Три года назад и сейчас собираюсь в дорогу. Перемены меня поражают. Каждый видит что то свое, а я радуюсь огромному количеству новых церквей в Армении. Будет духовность, будет жить народ.

- А в вашем роду художники были?

- Нет, но мой отец неплохо рисо­вал в молодости. Сохранился аль­бом, где цветными карандашами он рисовал портреты людей, известных и знаменитых  в  то время.

— Ты уже 16 лет живешь в Украине, провел большое количество выставок, где наря­ду с украинскими пейзажами много и армянской темы. Это ностальгия?

— Каждый армянин душой всегда армянин, независимо от места проживания. Это заложе­но в нас генетически, и,если по­смотреть в глаза любому из нас, то грустинка там обязательно есть, как камушек из ис­тории. Мне прихо­дилось писать пор­треты людей раз­ной национально­сти, но армянина я всегда определяю по глазам.

- Что в своем творчестве ты считаешь самым главным?

- Живопись, как и музыка, дол­жна затрагивать в человеке самые сокровенные его струны. Если ху­дожник сумеет это­го добиться, зна­чит, он на правиль­ном пути.

- Варужан, если зритель неуспел прочитать твою фамилию, то уже по краскам легко определить армянскую    школу живописи. Этот колорит близок тебе по духу или дань традициям?

— Что делать, если я родил­ся в Армении? А там солнце, теп­ло. Но, анализируя многие худо­жественные школы, я пришел к мысли,что постимпрессионизм - это вершина искусства.

- Однако у твоих любим­цев преобладают холодные тона, а у тебя феерия солнца.

- Каждый в жизни ищет свой путь. Для меня Минас Аве­тисян - Эверест. Особенно с точки зрения психологической глубины. Его работы прозрачны и понятны. Мне нравится этот путь, поэтому-то моя работа и доставляет мне удовольствие.

- Как обычно восприни­мает публика украинские пей­зажи с армянским акцентом красок?

- Многие бывают просто поражены. Да, на Украине было течение бурлюкистов, но это было в 20-е годы прошлого сто­летия. Это считалось авангар­дом, поэтому на новаторство не претендую, но все равно иду сво­им путем. В украинском пейза­же стараюсь передать душу это­го народа. Душа первична, цвет вторичен.

- Кого ты считаешь сво­им зрителем?

- На последней выставке в книге отзывов были записи на­чиная от детей 10-12 лет и до глубоких стариков. Все они люди разных национальностей. Мой зритель - это лирик и философ.

- В каких городах тебе доводилось выс­тавляться?

- В основном, в Ки­еве и Днепропетровске, хотя многие мои работы разъехались по всей пла­нете.

- А как же Россия и Армения?

- Провести там вы­ставки - моя мечта. Од­нажды даже в Армении была договоренность с Союзом журналистов, но я некстати заболел, а второй раз шанс не представился. Выстав­ка это всегда отчет о проделанной работе, но сегодня без спонсоров провести ее очень слож­но.

 Сергей Аллахвердян, "Ноев ковчег", август 2003 г.