Джаз-квартет Маніфест / Jazzmatazz in da house!!!

Джэззззззз!!! В очередной раз джазовый фест удлинил наши выходные позитивным движем, чудными встречами, всяческими напитками, оранием со второго яруса, туалетными дебатами, выбрасыванием билетов из окна того же чудного туалета, ночными вписками с театрализованным эффектом.

Джаз на Днепре 2005 года выпуска прошел под знаком стандартных стандартов и нереальным, офигительным издевательством над зрителем. Даже при очень скромном и далеко не маниакальном пристрастии к музыке под названием джаз, знакомые темы звучали от начала и до конца. Слишком и далеко не многие позволили себе сыграть чего-нибудь эдакого или хотя бы своего. А стандарты хоть и верочный вариант, но, как показала практика, выпендриться с ними тоже надо уметь. Ну, дык, обо всем по порядку.

День первый: цирк на дроте!

Уже обозрение программы первого дня за неделю до начала феста само по себе веселило. Ходили страшные разговоры о том, что билеты на первый день разбирают: народ прет на Логвина. Симфонический оркестр на джазовом фестивале!!! Слон в посудной лавке. Это весело. Хотя присутствие в программе такой строки иначе как влиянием спонсоров объяснить нельзя. Смотреть на то, как оркестр с 15 струнными инструментами, обескровленной спорадической духовой секцией с парой кларнетов и спящим возле бубна с камертоном мужика, было потешно. Это-то и джазом не назовешь. Шизофреническое завывание скрипок, баса 0, ритма 0, только понты для местного околобогемного контингента. Если их пригласили только для этого, то это сработало: среди прибывших наблюдались отдельные представители верхнего эшелона местной власти. Но это явный неформат.

Вот если бы товарищ Логвин переодел свой оркестр пестрые шмотки, отбросил свой камерный формат и с парочкой трубачей да со своими струнами залабал разухабистую балканскую сербщину-цыганщину с медведями или ударился в крэйзовую зорновскую импровизацию или, на худой конец, смикшировался с электронщиками, а не потрясал над головами оркестра запонками. По большому счету, товарищу нечего показать в джазовом формате: импровиза ноль, солистов ноль. Ноты, классический репертуар, скукота, чувствуешь, что ошибся помещением и вместо феста попал на прием, где все делают вид, что им нравится классика.

В общем, и на бэнд это не похоже, и трио их порвет на раз. Едва ли ни единственное, что удавалось воспроизвести струнному логвинату так это надрывные синатровские штуки типа «Moon River» с мощной струнной накачкой, только вот петь некому, а руками так не смашешь.

Гости из Казани прикололи в первую очередь ценами на свои полудрековые диски. Казанское раздвижное до формата квартета трио стоило сороковник, но мы уже ученые, решили сперва послушать. Трио звучало достаточно мило и стандартно в исполнении стандартов. Ничего разухабистого, даже галстуки в похожую диагональную полоску. Традиционная схема: мы начинаем рубить стандарт — публика хлопает — а я кланяюсь-кланяюсь-кланяюсь! Легкое ощущение серости лишь усилилось от появления солистки, почти хрестоматийной русской чувихи. Увы и ах! Вместо изюминки, спасительной соломинки или чего-то в целом позитивного не слишком сильный и глубокий голос Лилии Чугуновой вынудил нас рассматривать ее наряд: костюм-катамаран, то есть брючный костюм с двумя кусками блестящей занавески с фронта и с тыла. После чего мы решили, что в Днепропетровске жить все-таки лучше, чем в Казани. Ну, в общем, типа, кароче, вы поняли. Казанцев также не спас страшно дорогой звукосниматель, привезенный бог знает откуда за бешенные деньги (спасибо, хлебосольным днепропетровцам).

А вот Франсэ не подвело. Странная штука: достаточно простецкие вещи начиная от заявленной цыганщины-light до кабачного джазла с виду годов 40-х просто откровенно порадовали. Вроде и гитарка бренчит как банджо и контрабасец потыкивает не шибко заковыристо, а орыгинально и душу радует. Товарищ Федерико вселил в публику легкий жизненный движ. Все происходило весьма качественно и весело.

Это вам не стандарты лабать. Стандарты это как наркотики. Все их знают, многие любят, от них приколбашивает, но со временем втягиваешься, и особой радости они не приносят. Балаганщина и франкофонная цыганщина очень быстро смешались со всякими окнами и очами и выкриками «слабай Кустурицу!», причем именно тогда, когда звукачам удалось слегка побороть траблы с басами и контрабас, наконец, зазвучал. Вот так всегда: хорошего понемножку.

Second day: no shit!

Обычно организаторы сливают второй день, закачивая в него неизвестностей, авангардистов, экспериментаторов или начинающих джигитов, но в этом году организаторы облажались.

Добротную и можно сказать настоянную игру днепропетровского «Манифеста» противопоставили молодой крови. Молодую кровь звали квартет из Одэссы с одэсским названием «Азис». Единственной и основной проблемой ребят является недоформированность их стиля. Они просто его нашли, но не весь.

В антракте публика, восторженно похлебывая коньяк из горла на глазах у заскучавших пэпээсников, даже заявила о некоей схожестью одесситов с Синематиками и сходство несомненно есть. У них гораздо самостоятельнее звучат клавиши, чем у всех остальных. У всех остальных клавиши слышны только на соло-проходах, а здесь клавиши явно превалировали. То ли потому, что эти вещи сама клавишница и написала, то ли от закоса под вышеупомянутых синематиков (thecinematicorchestra.com). Даже товарищ ударник звучит линейнее. Здесь нет такой изощренной джазовой изломанности ритмов, он действительно больше похож на драм-машину, хотя и не скатывается в бочку 4 на 4 и не сползет в плавно драм‘н‘бэйс. До товарища Джей Свинскоу и др. им еще далеко, но само наличие в Украине таких ребят греет душу.

Именно в этом моменте и проявилось различие между ol-skul & nu-skul. Товарищи постарше перебывают в обаянии мертвых легенд и ищут просторов там, где все загромождено глыбами, а молодое поколение… пока тоже следует весьма фундаментальным явлениям в nu-jazz, но обещает скоро разыскать свой стиль. Еще весьма симптоматичный эпизод. Когда у «Азисов» отказался звучать бас (закон подлости), басист выдернул штекер и, зажимая его пальцем, попытался пофонить, удаляющимся товарищам. Найдете свой стиль, приезжайте еще.

А вот они свой диск еще не записали. Лажа.

А вот смешанный состав с трубачом Мэлвином Вайнсом, вокалистом Грэгори Портером, Юрием Кузнецовым — клавиши (начальник управления культуры и туризма Одесской облгосадминистрации — обалдеть просто!), Аркадием Овруцким — бас и Алексеем Кравцовым — барабаны — это был тотальный риспект. Вот как нужно исполнять стандарты. Им не нужно говорить, подождите наш солист разогреет голос или барабанщик раскочегарится . У них все тип-топ от начала до конца. Это просто класс! Нечего сказать, честно. Классики оживают, отдыхают и отправляются назад. Когда кач попускает подкрадывается измена, что это диск. Но нет, это лайв, риспект, камон, оу е!

Третий день: МАсква и порно-поп

Третий день ознаменовался порно-эротической музыкальной буффонадой под названием «Джазовые девчонки». Коган, представляя эту поп-роту какого-нибудь кулька, состоящую из 17 чувих, отшутился, дескать это типа джаз, типа поп. Ну, так вот — это ни то, ни другое, ни что-то еще. Все началось в рамках пристойности. В формате квартета еще было понятно, что это девчонок привезли разогреть людей в третий день, все уже чуток подустали и беленькая девушка за роялем, плотно прильнувшая губами к микрофону, несколько скрасит боржомное настроение публики. Игра не оставляла никаких сомнений и вопросов. Но вот началось! На сцену вырулила офигительная духовая секция, три солистки, степ-топталка и еще одна клавишница на «корге» (?). И все они начали чего-то лабать. Ничего не стало слышно, все смешалось. Лупили барабаны, клавиши и дудели дудки.

В коридорах резко стало прибывать народу, из туалета запахло регги и дабом, народ собирался за пивом на лари. Особенно мне понравилась фраза одного из организаторов: «мы спрашиваем, а что это у вас за такие „джазовые девчонки?“. Нам говорят, а это 17 чувих с дудками, клавишами, гитарами и всем остальным. А-а-а! Сказали мы. Это весело, нам подходит». Смею разочаровать организаторов, по словам слушателей, успешно вышедших из пубертатного периода, девушки были не настолько талантливы, чтобы их просто слушать, и не настолько красивы, чтобы на них просто смотреть. Издевательство, беспредел, попса, почти-Сердючка.

Роман Мирошниченко. Чем плохо понятие джаз, так это тем что его как такового нет и в это понятие можно пихать все что угодно. Вот и, в прошлом днепропетровец, Роман Мирошниченко, будучи виртуозом игры на гитаре старательно втюхивал нам нью-эйдж на гитаре со стразами, мощнявой примочкой на стульчике. Отлично играет, но воскликнуть «какая красота!» не хочется. Всплывают перед глазами обложки дисков с надписями relax, collection, new romantic и прочая фигня. Сугубо лично, это не джаз. Даже лысый славянский фундаменталист (за что моя нелюбовь к нему только усиливается) Любченко и тот проплывает ближе к джазу ближе в своих вояжах по стилям и настроениям. Ну да ладно.

Игорь Бутман. Вот кто виноват в этом жутком столпотворении третьего дня. Это на эту громкую фамилию привалило столько народу. Это его, едва ли не единственного можно купить в ближайшем магазине и его имя известно даже тем, кто ходит на сейшены в «бартоломэо». Что сказать о Бутмане? Молодец пацан. Он окончательно исправил грандиозно заваленную в начале вечера ситуацию. Спасибо товарищ Бутман.

Не смотря на яркие вкрапления позитива, стоит отметить, что фестивалю не хватает системности и вся ответственность за этот недостаток лежит на организаторах-селекционерах. Можно согласиться на формулу «меньше, но качественнее», потому как такие номера с «мАсковскими дивчонками» просто полный беспредел.

Откатался и театральный антураж феста, спасибо театру им. Горького за кров и бутеры и пиво по 5 грн. и бутылку каберне за 25. Просто маленький «бартоломэо»!!!

Но мой любимый вопрос: «Когда же к нам приедут Medeski, Martin & Wood?» так и остался без ответа, а жаль. Скорее я сам до них доеду.

Даниил Нестеров

Фото Игоря Спивака