Богдан Жолдак / Богдан Жолдак: «Українське кіно не міф, а реальність»
С Богданом Жолдаком, киносценаристом и прозаиком, можно говорить, кажется, обо всем на свете: у него оригинальное мнение по любому вопросу. Но сегодня мы ограничились темой украинского кино. Как выяснилось, Богдан твердо верит в большое будущее «главнейшего из искусств» в Украине. И, более того, предлагает свои методы выхода из сегодняшнего кризиса.
— Буквально на днях при Минкульте создан Комитет по кинематографии. Это при том, что здесь давно существует департамент кино. Как ты полагаешь, новая структура изменит к лучшему ситуацию в национальном кинематографе?
— Уверен, что да. Кино — это, в первую очередь, огромная промышленность. Говоришь, что именно «промышленной» составляющей кинематографа в Украине и нет? Так ведь ее очень легко возродить! Виноделие в СССР наладилось только после того, как все специализированные отрасли объединили в одно министерство.
Так же сегодня надо действовать с украинским кино: объединить в одной структуре все составляющие киноиндустрии — авторское право на киносценарии, киностудии, кинотеатры и т.д. Комитет по кинематографии и должен стать такой общей структурой. Оптимальнее, конечно, чтобы он подчинялся непосредственно Кабмину.
— Предположим, объединение и в самом деле состоялось. Но за счет каких материальных ресурсов будем «поднимать» свое кино?
— Потенциальные возможности очень велики. Для начала вспомни, что в свое время именно наш Шосткинский завод обеспечивал пленкой «Свема» весь Советский Союз. Причем там производили уникальную, на лавсановой основе, пленку для аэрофотосъемки. Даже у американцев такой не было и нет до сих пор! А еще шосткинцы обеспечивали все кинотеатры прокатными копиями. Так почему не возродить эту практику? Делать копии фильмов на пленке «Кодак» — неоправданное расточительство: копировать фильмы для отечественного проката можно и нужно у нас! А вот еще одна статья доходов от кинопленки. Все знают, что основа светочувствительных материалов — серебро, которое после использования пленки вымывается и продается как драгметалл. Спрашивается, стоит ли «дарить» наше серебро американцам? Возрождая производство пленки, мы, как ни странно, реанимируем и прокат. Посмотрите, что в Украине с кинотеатрами! Они же все не Минкульту принадлежат, а коммунхозам, которые занимаются чем угодно, кроме культуры. В результате, система кинопроката разрушена. Особенно плохи дела в сельской местности. Между тем, для сельских киноточек можно выпускать дешевые монохромные копии. И благодаря этому установить цену на входной билет на показ не
— Богдан, не пленкой единой жив современный кинематограф!
— Да, сейчас стремительно развиваются электронные носители. Знаешь, кстати, что первые в мире DVD изобретены в Киевском институте кибернетики под руководством Виктора Глушкова еще 30–40 лет назад? Только они были не полихлорвиниловыми, а стеклянными. Но
— Да, по качеству они не уступают лицензионным…
— Именно. Я, конечно, за соблюдение авторского права, но предлагаю: нужно вывести данный бизнес из тени, дать нынешним «флибустьерам» нормальный налог, как на культуру. И пусть работают! Ведь почему народ охотнее покупает пиратские копии? Цена устраивает! В Украине мало кто может купить диск за 140 грн. Но за 20 грн. почему нет? И
— В России, кстати, кино действительно стало индустрией, хотя многие кинодеятели этого не приемлют, например, Станислав Говорухин. Но что есть, то есть — российское кино на подъеме. Как думаешь, за счет чего?
— Да все очень просто — кино там не облагают налогами. Но я почему заговорил о реэкспорте? Если вчитаться в титры российских лент, сразу замечаешь: участники съемочных групп через одного — украинцы! То есть, наши кинематографисты снимают в России кино, чтобы потом нам же его и показывать.
— Видимо, в РФ им больше платят…
— Несомненно. Но… Понимаешь, зарплата участников съемочного процесса — самая малая часть расходов. Поэтому, если есть развитая киноиндустрия, этот вопрос решается элементарно. А ее в Украине, повторюсь, возродить очень легко.
— Судя по тому, что ты открыл и ведешь курс сценаристов кино в Национальном университете кино, театра и телевидения им. И.
— В прошлом году, когда я набирал свой второй по счету курс, конкурс был
— Хорошо, сценарии пишутся, и талантливые. Куда их пристраивают авторы? Ведь не всем везет продать свой продукт в Голливуд?
— Я в числе других нагрузок занимаюсь оценкой киносценариев в рамках литературного конкурса «Коронація слова». Лучшие из них мы предлагаем и телевидению, и режиссерам. Некоторые уже запущены в работу.
— Так что, выходит, слухи о смерти украинского кино несколько преувеличены?
— Какая может быть смерть, если дипломные работы выпускников нашего киноинститута получают
Инна Долженкова, «Вечірні Вісті»