Квадраджесіма / Квадраджесима: Наши критики — зрители на концертах

В конце прошлого года группа «Квадраджесима» выпустила дебютный альбом «Cosmo». Это, пожалуй, первая серьезная заявка о себе группы, которая решила играть и пропагандировать «электронную музыку вживую». А началось все еще в середине девяностых, когда Алексей (Алекс) Устинов, физик-ядерщик по образованию и Юрий (Урри) Соляник основали группу Urlaland. В 1998 году эта команда трансформировалась в «Квадраджесиму». Уже в процессе записи альбома в «Квадре» сменился вокалист — место Урри занял Шеша. Именно он и рассказал нам о пластинке, украинском туре в ее поддержку и других событиях в стане Quadrafamily.

— Как долго записывался альбом «Cosmo»?

— Альбом начали записывать еще в конце 2004-го года. Но в ходе работы стало понятно, что нужно подкрепить вокальный фронт. В итоге месяца три ушло на то, чтобы я пересмотрел весь имеющийся материал, и первая песня была записана в феврале 2005-го года. Мне приходилось, образно говоря, вспахивать целину, поскольку музыка у группы необычная, и, кроме того, мы и до сих пор находимся в поисках нужного звучания. Сначала треки записывались вживую, а потом запись обрабатывалась на компьютере. В целом, работа над альбомом заняла около года.

— Кто стал саунд-продюсером записи?

— Главный редактор записи — Алекс, наш гитарист. В процессе сведения нам помогал Андрей Мишин, звукорежиссер White Studio. В этой работе он показал себя с лучшей стороны. Дело в том, что у него очень креативный подход, из-за его разнообразных музыкальных вкусов.

— На «Cosmo» уже появилось несколько рецензий. А вы сами к чьему мнению прислушиваетесь, кто для вас является авторитетом в музыке?

— Я недавно в шоу-бизнесе, и с авторитетными критиками еще не сталкивался. Поэтому прислушиваемся в основном к «внутренним» критикам. Для нас есть определенные авторитеты в музыке, например Мадонна, Prodigy… Мы слушаем, как они грамотно работают с сэмплами, с созданием композиций, с аранжировками. У них есть чему поучиться, вообще английская музыка — это большая школа. А критики — это зрители на концертах, то, как они на нас реагируют.

— Судя по названию вашего диска я сейчас разговариваю с убежденным космополитом?

— Эта концепция действительно очень близка нашим взглядам на жизнь. Другими словами: peace как между религиями, так и между народами. Мы понимаем, что и добру и злу есть свое место в этом мире и просто нужно принимать его таким, какой он есть.

— На «Cosmo» вошли, в общем-то, довольно старые вещи. Когда можно ожидать издания нового материала?

— Сейчас идет процесс создания новых песен. Их нужно обыграть на базе, обкатать на концертах. А засесть за запись нового альбома мы планируем в конце года.

— В вашей музыке много заморочек, где вы видите большее поле для экспериментов — в студии или на концертах?

— Конечно, это студия. Там все-таки процесс растянут во времени. Но мы идем к тому, чтобы импровизация, джем появлялись и на концертах.

— Как распределяются роли в группе, и за кем все-таки последнее слово?

— Последнее слово за Алексом, как за «отцом» коллектива. Но при этом все остальные чувствуют себя очень свободно. Фишка в том, что каждый себя чувствует не просто музыкантом, а ди-джеем. Музыку мы придумываем вместе, а все тексты песен, которые вошли в альбом «Cosmo», написал Леша. В новом альбоме эта функция ляжет на меня. Уже есть две песни с моими текстами, которые мы играем на концертах — это «Запали» и «Степ да степ». Для меня это своего рода эксперимент, так как я никогда не думал, что буду писать тексты и петь на украинском языке.

— В каких командах ты пел до того как пришел в «Квадру»?

— Начинал я в 1996 году, играл в группе «Юфан-Шибан» из Светловодска. Пробовал себя в тяжелой музыке, также экспериментировал с фанком, этникой, играл на гитаре и пел. В 1997 году завязал с музыкой и начал путешествовать автостопом, в основном по России, Кавказу, в общем, стал вести битнический образ жизни. А в 2001–2002 годах интерес к творчеству стал появляться опять. Я начал писать песни, и везде где я их играл, меня спрашивали: «Ну когда же ты в какой-нибудь команде осядешь?» И вот год назад я вернулся из Польши, и дал объявление в интернете, о том, что вокалист ищет группу. Было несколько команд, которые приглашали к ним, но с «Квадраджесимой» я с первого прослушивания понял, что это мое. И уровень команды меня очень порадовал.

— Интересное совпадение — и Урри, и ты родом с крайнего Севера…

— Так оно и есть. Я родился на Чукотской губе, это на берегу Ледовитого океана. И Урри тоже родом с Чукотки. Саша, барабанщик, родом из Заполярного круга, из Воркуты. Поэтому мы подумали — ну разве это не знак? Выходит, что Алексей — единственный киевлянин в группе. Мне Чукотка очень помогает и ее дух живет во мне до сих пор. Во-первых, легче переносить зиму, да и в плане вокальных ресурсов помогло то, как поют чукотские жители, горловое пение.

— А о женском вокале для «Квадраждесимы» мыслей не было?

— На самом деле есть такая задумка, пригласить на одну песню кого-нибудь из знакомых вокалисток. Просто есть много коллективов с интересным женским вокалом. Поэтому в дальнейшем совершенно реально, что у «Квадраджесимы» в одной — двух песнях споет приглашенная вокалистка. Но брать вокалистку на постоянной основе планов нет.

— Вы дали приличный тур в поддержку нового альбома. Какие впечатления? Ведь во многих городах вы вступали впервые.

— Конечно же, гастроли — неотъемлемая часть продвижения Quadrasystem-культуры. Мы выступали во Львове, Луцке, Тернополе, Черновцах, Одессе, Харькове, Ивано-Франковске. Гастролируя по Украине, я ощущал смешанные чувства. Потому что в одних городах чувствуешь себя попсюком среди остальных выступающих, а в других, наоборот, люди не знают что такое слэм, соответственно чувствуешь себя матерым металлером. На восточной Украине выступать сложнее, там публика больше привыкла к русскому року. А на западной Украине нам все подпевали. Получилось так, что мы туда приехали где-то через месяц после того как вышел диск, поэтому люди уже успели выучить все песни. В Одессе мы были приятно удивлены тем, что публика скандировала наши песни. Конечно, будем продолжать тур дальше: в планах Крым, Винница, Чернигов. Само собой, в Киеве будем делать концерты, продвигать новые песни.

— У вас было несколько концертов в Польше. Вас там идентифицировали как представителей «украинского рока» или там подобные штампы не работают?

— В Польше стиль «Квадраджесимы» называли «психоделик-урбанаджангла». Нам самим хотелось бы обладать космополитичным вкусом, то есть чувствовать вкус слушателя на международном уровне. Мне недавно говорили, что для Украины наша музыка слишком европейская…

— Действительно в Украине сложно найти группы, с которыми вы были бы на одной волне. А с кем из западных команд вы чувствуете себя «в одной песочнице»?

— Это Prodigy, Asian Dub Foundation, Fundamental, Planet Funk.

— В рядах «Квадраджесимы» намечается пополнение. Расскажи поподробней, каких музыкантов вы хотите пригласить в группу?

— Группа эволюционирует, и это подразумевает постоянное развитие. На данный момент Quadrafamily нуждается в двух музыкантах — перкуссионисте и тембр ди-джее. Естественно, это повлияет на сценический звук команды. Задача тембр ди-джея донести на живом концерте эффекты, изменения звучания голоса, барабанов, перкуссии, бас-гитары. А перкуссия будет создавать эффект транса, и, скорее всего, будет элементом экзотики.

— Какие твои самые яркие музыкальные впечатления за последний год, какие группы запомнились?

- Из украинских команд порадовали «… иДМГ» и 5nizza. Вообще, в последний год я для себя открыл пласт электронной музыки — это группы и музыканты, которые записываются на лейбле Ninja-tune — Exploitinc plastix, Amon Tobin. Бек, естественно, очень понравился — гениальный человек, аранжировщик, экспериментатор со стилями, и он очень близок к нашему творчеству.

Наталья Тесля, @Music