Фестиваль День Незалежності з Махном / «Махно за такое расстреливал»

На фестивале имени Махно в Гуляйполе зрителей избивали за русский язык

Несмотря на отмену праздничных мероприятий по случаю Дня Независимости, утром 24 августа автомобильные трассы к югу от Запорожья были запружены огромным количеством автомобилей, переполненными маршрутками, количество которых в этот день резко возросло, и «автостопщиками», а в поездах и электричках, идущих через Гуляйполе или Пологи, невозможно было заполучить даже «стоячие» места. Наверное, в Украине в этот день не было ни одного СМИ, которое не командировало бы в Запорожскую область своего представителя или не договорилось о репортаже с коллегами. Так в Гуляйполе, на родине знаменитого «батьки» Махно, стартовал литературно-музыкальный андеграундный фестиваль «День Независимости с батькой Махно».

Ничего подобного ранее не видело не только Гуляйполе, но и Запорожье. Хотя в областной центр регулярно приезжают «звезды» даже мирового уровня, их выступления носят сольный характер, и «пролетарской молодежи» попасть туда затруднительно по причине высокой стоимости билетов. В противовес этому вход на фестиваль в Гуляйполе был совершенно бесплатным, а сумма гонораров, которые обычно получают приехавшие в столицу украинского анархизма музыканты и литераторы, вызвала бы зависть даже у западных «звезд».

Первый массовый интерес вызвал конкурс «поэтического боди-арта». Девушки из числа зрительниц были призваны обнажиться до пояса (разумеется, сверху) и принести свое тело в жертву искусству. Литераторы покрыли тела стихами, «философскими» изречениями, узорами. Однако эта организаторская «клубничка» слегка горчила из-за присутствия на стадионе детей, а также из-за того, что некоторые из «моделей» сами недалеко ушли от детского возраста. Мне вспомнилось, как один запорожский политик в свое время выступил против показа на телеканале СТБ чемпионата Украины по стриптизу. Когда журналисты его спросили «Вам что, не нравится стриптиз?», он ответил «Очень нравится. Я даже не против того, чтобы его демонстрировали передо мной. Я против того, чтобы его показывали по телевидению».

Сразу за боди-артом стартовала вечерняя музыкальная часть фестиваля. К концу первого дня на местном стадионе, где проходило шоу, собралось около десяти тысяч человек. Львиную долю зрителей составляло местное население. «Зубрами», конечно, считались одни из старейших рок-групп Украины — львовская «Мертвий пiвень» и киевская «Кому вниз». Хотя и более молодые — «Вертеп» из Днепропетровска со столичным «Вася клаб» сегодня уже почти не уступают в популярности первым двум «звездам». Первый день фестиваля неожиданно получился более «сильным» в музыкальном отношении. Кроме вышеперечисленных групп, зрительский ажиотаж сразу вызвали почти неизвестные местной публике «Русичи» из Одесской области, полтавские «Трансформер» с «Арахнофобией» и киевская «Перлина степу». Ну, а запорожская «Хорта», кроме того, что выдала более легкий для восприятия «продукт», получила поддержку гуляйпольцев в качестве «земляков». В общем, ни одна группа первого дня фестиваля не выпала из обоймы, чего не скажешь о предшествовавших концерту шести стартовых часах фестиваля.

Конечно, пришлая публика была занята обустройством своих временных пристанищ, местные зрители, очевидно, в полдень еще не привыкли начинать «гулянку», а немногочисленные пришедшие из них долгое время присматривались к необычным гостям. В результате никто не обращал внимания на оркестр внутренних войск, потевший в гордом одиночестве в обмундировании под открытым солнцем, лекцию московского политолога Андрея Окары, различные перформенсы и поэтический конкурс «Махновские чтения». Хотя в последнем приняли участие многие скандально известные богемные «звезды». Например, Олесь Ульяненко, Сергей Жадан, Светлана Поваляева, Юрко Покальчук, Юрко Винничук, Виктория Нарижна и другие. Наибольшие аплодисменты малочисленной группы зрителей (в основном, поэтов и журналистов), наблюдавшей за поэтическим конкурсом, удалось вызвать лишь двум, не самым именитым участникам. Первым стал лидер столичной группы «Перлина степу» Олег Никишов, экспансивно читавший поэтические попурри на нескольких языках. А запорожский поэт Александр Гурбанов отличился нешуточным конфликтом. Его попытку читать стихи на русском языке резко прервал ведущий конкурса Сергей Архипчук. Александр прочел единственное свое стихотворение на украинском языке, после чего все-таки перешел на русский. Под истеричные крики Архипчука «Не ґвалтуйте наші вуха!» и «Розмовляйте українською — Ви в Гуляйполі!» запорожец обратился за «поддержкой к землякам-гуляйпольцам», и те настояли на том, чтобы Александр продолжил чтение на русском языке.

«Это моя земля, мои земляки и мой язык! И я буду читать на русском!» — твердо произнес малоизвестный запорожский поэт и добился молчания своих авторитетных украиноязычных «коллег», издающихся в Европе.

Александр Гурбанов стал героем и ночной части фестиваля. После окончания концерта стадион почти обезлюдел, и началась «Бардiвська ватра» — чтение стихов и исполнение песен под гитару у костра. Народ, решивший заночевать на стадионе в палаточном городке, под длинными шатрами и просто на подстилках, уже тихо засыпал, когда чтение стихов продолжил все тот же Гурбанов. Его голосовой шторм обрушился на самые дальние уголки стадиона, собрав вокруг чтеца более-менее пристойную аудиторию. Александра долго не отпускали со «сцены». Даже когда у него кончились стихи собственного сочинения, зрители потребовали «читать не свои». Так продолжалось до рассвета, когда истощившийся Гурбанов бросил в костер свою футболку и отправился полуобнаженный на первую запорожскую маршрутку. А народ радостно последовал примеру невесть откуда взявшегося нового кумира и спалил свою верхнюю одежду. Согласитесь, чтобы добиться такого восхищения одним чтением стихов, да еще без микрофона, нужно обладать незаурядным талантом от Бога. А вокруг стадиона расположился «дикий» палаточный лагерь, где в это время легко можно было выпить самогона, отведать легких наркотиков, свободной антисанитарной любви, дать кому-нибудь в морду или получить в нее.

Заключительный день фестиваля получился неровным и выявил некоторые явные недостатки в концепции фестиваля. Вновь практически не было зрителей в первой половине дня. Между тем, среди мероприятий, прошедших незамеченными, были довольно интересные вещи. Например, конкурс «Томатный лидер нации», в котором все желающие могли закидать помидорами портрет наиболее нелюбимого политика, и презентация фильма «9 жизней Нестора Махно». Впрочем, все 12 серий этого фильма без звука демонстрировались на большом экране в течение всего фестиваля. Оживление стадиона вызвало появление скандально известного литератора Олеся Подервьянского. Он презентовал свое творение под названием «Гамлет, або Феномен датського кацапiзму» и… больше не появлялся на публике.

Разочарование принесла и заключительная музыкальная часть конкурса. Первые пять групп из восьми заявленных представляли Харьков. Группы играли добротную музыку, но явно не «звездного» уровня, и на роль «открытия фестиваля» также явно не тянули. Сказались традиционные для Украины «кумовство» и «зятьевство» — организаторами фестиваля выступила харьковская "Мистецька агенція «ОстаNNя барикада». Похоже, именно это и стало причиной того, что второй день фестиваля был похож на выездной концерт харьковского рок-клуба. Наряду с этим можно вспомнить и «официальную» часть поэтического конкурса в первый день фестиваля, в которой запорожские поэты были представлены, в основном, членами литклуба ЗНУ «99». А тот же Александр Гурбанов вынужден был самостоятельно добиваться права на выступление в свободное от «друзей, зятьев да кумовьев» время. Так, может быть, и представление об украинской культуре в целом формирует узкий «богемный» круг? Как можно объяснить тот факт, что на фоне «харьковского нашествия» Запорожская область, гостеприимно принявшая фестиваль, была представлена одной «Хортой», хотя и популярной в Запорожье, но, мягко говоря, не самой «андеграундной»?

Завершая повествование о творческой части фестиваля, хочется отметить все три группы, довольствовавшиеся оставшимся от харьковчан временем. А довольствоваться пришлось настоящим монстрам, перед которыми харьковские музыканты явно поблекли. В первую очередь, это киевский «Вiй». Честно говоря, даже не заметил, как восприняла их публика — так захватил меня этот оркестр (не больше, и не меньше) народных инструментов, на которых исполнялся потрясающий фолк. Хедлайнеры фестиваля, ровенские «От вінта» и ивано-франковская «Перкалаба» — это именно та музыка, которую может воспринимать широкая публика, ужинающая только «свежей», «живой» музыкой. Такие группы своим существованием доказывают, что еще одна узкая группа — всемогущих продюсеров не в состоянии насильно формировать «потребительский вкус» в области шоу-бизнеса, и «ВВ» с «Океаном Эльзы» все равно будут собирать на свои концерты больше молодежи, чем «киркоровы» с «пугачевыми». А молодежь — это следующее поколение меломанов, и продюсерам, рано или поздно, придется с этим считаться. В общем, «весiльнi гоп ця» под «тяжелые» гитары этих музыкантов стали достойным завершением фестиваля. К сожалению, на второй день фестиваля зрителей было раза в два меньше, чего не произошло бы, если б «Перкалаба» и «От вiнта» завершали первый день, а тяжелые для восприятия «концептуальные» «Мертвий пiвень» и «Кому вниз» выступили 25-го числа. Все-таки Гуляйполе — еще не Европа, куда две последние группы регулярно приглашают на «фестивали готической музыки».

В этом контексте становится понятным, что уже в следующем году у организаторов могут возникнуть проблемы следующего характера. Рассчитывать исключительно на гуляйпольского зрителя организаторам не удастся. В то же время, чем более успешной окажется работа по привлечению большего количества иногородней публики, тем большие трудности возникнут с размещением гостей, так как стадион находится в самом центре города, где нет места для огромного палаточного городка. Кроме того, нынешние организаторы явно не тяготеют к исполнителям из юго-восточных регионов страны, а большинство публики, как ни крути, все равно приедет из ограниченного круга областей. Так, может быть, стоит перехватить инициативу запорожским организаторам? И спонсоры у нас в городе имеются. Так ведь, господа благотворители из мэрии, «Запорожстали», «Индустриалбанка»? Ведь, в конце концов, и сама идея этого фестиваля была украдена у запорожских «художников». Мало кому известно, что фестиваль был придуман лет пять назад в кафе «Байда» группой запорожских музыкантов и поэтов, один из которых, похоже, и вывез нашу «интеллектуальную собственность» в Харьков или Киев. По крайней мере, автор этих строк уже начал работу в данном направлении, сообщив о факте «кражи» своим коллегам-журналистам, съехавшимся в Гуляйполе.

Может быть, если проводить фестиваль станем мы сами, на нем не будет инцидентов, подобных тому, в который попал наш поэт Александр Гурбанов. А также инцидентов, подобных удару в лицо, нанесенному в Гуляйполе здоровенным националистом из УНСО одному из зрителей, «посмевшему» петь под гитару у костра «москальский рок-н-ролл» — «ДДТ». «Украинские патриоты» в спорах о русском языке традиционно приводят в качестве аргумента вопрос «Разве тебе кто-то мешает говорить по-русски?». Много раз я слышал на фестивале этот «аргумент». Возможно, именно в один из этих моментов били поклонника Юрия Шевчука. А несколько десятилетий тому назад Нестор Иванович Махно, разговаривавший по-русски и противившийся украинизации с оружием в руках, в своей многонациональной армии за выходку, подобную удару в лицо «за русский язык», расстреливал.

Источник: ИСКРА

Владимир Носков