Esthetic Education / Esthetic Education: «Мы продолжаем искать свое лицо»

Сегодня вряд ли кому-нибудь придет в голову снабдить название группы Esthetic Еducation приставкой «экс-Океан Ельзы». Хотя всего два года назад команду воспринимали именно так. За это время «эстетики» во главе с отъявленным фриком Луи Франком успешно заявили о себе как о ярком коллективе, заняли свое особое место на украинской сцене и обзавелись армией верных поклонников. Секрет метаморфоз, как и все гениальное, прост — группа выпускает альбомы, дает концерты, ездит на фестивали, одним словом занимается своим делом. Общаться с журналистами ребята тоже не забывают. Например, корреспонденту @music они рассказали о своих летних путешествиях, знакомстве с львовским гением Василем Васильцивом и готовящемся новом альбоме. Встречайте: Дима Шуров, Юра Хусточка и Луи Франк собственными персонами.

— Дима, этим летом ты побывал на Сигете, какие впечатления? В интернете появились слухи о том, что в следующем году Esthetic Еducation будут там выступать, это правда?

Дмитрий Шуров: Дело в том, что мы в этом году очень поздно послали свое демо. Мы получили ответ от организаторов Сигета, в котором они сказали, что мы очень хорошая группа, но в этот раз нас не успевают никуда поставить, и, соответственно, пригласят на следующий год. Поэтому я, будучи на Сигете, ходил, изучал площадки, где мы могли бы выступить.

— И какую присмотрел?

Д.Ш.: Я понял, что Main Stage мы, конечно, не потянем, но за какую-нибудь другую поборемся. Например, World Music Stage — офигенная площадка. В этом году там выступали Роберт Плант, «Ленинград», очень разные артисты. Но это довольно большая сцена, и для нее нужен особенный репертуар, совсем не такой как играется в залах. Вот если у нас в следующем году будет достаточно музыки, которая способна двигать большую массу народа, часа полтора хотя бы, тогда можно будет там играть. Площадка Wan2, на которой Mad Heads выступали в этом году, тоже очень хорошая. Еще очень понравилась цыганская сцена, там выступали потрясающие группы, причем не только цыганские. Называлась она «Румынский шатер».

Луи Франк: Может то, что я скажу, прозвучит несколько жестко, но в Украине все говорят, как правило, об одном фестивале — о Сигете. Очень редко вспоминают сербский Exit или какие-то другие. Но сейчас любая группа, которая чего-то достойна в международном масштабе, летом ездит на минимум на 30–40 фестивалей, и Сигет — лишь один из них. И, к сожалению, для группы недостаточно выступать всего лишь на одном фестивале.

Д.Ш.: По-моему, с точки зрения продвижения на фестивалях выступать вообще бесполезно. Фестивалей, которые действительно открывают звезд, единицы. Один из них — это фестиваль Transmusical De Renn, на котором мы были в прошлом году.

— Летом вы все вместе ездили на каникулы в Лондон, расскажите подробней об этой поедке.

Л.Ф.: Мы очень хорошо провели наши каникулы в Лондоне, потому что это были не просто каникулы. У нас были цели, плотно связанные с нашим новым альбомом.

Д. Ш.: Мы занимались поисками студии. У нас достаточно материала для нового альбома, и, собственно, мы уже приступили к его записи. С самого начала нам хотелось попробовать записываться где-то в другой стране, для того чтобы вобрать еще какую-нибудь культуру помимо нашей, и в этом году это получилось. Мы нашли студию, которая называется Sarm East Studio. Известна она тем, что с нее в 70-х годах начали свое восхождение Queen, в то время это была дешевая студия, на которой они проводили дни и ночи. Кроме того, там записывались очень многие — The Clash, Мадонна и т.д. В частности там был записаны многие треки альбома Queen «A Night At the Opera» и снимался клип на песню «Somebody to Love». Студия напичкана всяким винтажным оборудованием, инструментами, которые нигде невозможно найти. В общем, удивительное место.

Л.Ф.: На этой студии работает очень известный продюсер Тревор Хорн (Travor Horn), он делал первый альбом Сила (Seal), продюсировал несколько пластинок Мадонны, The Clash, работал с Queen, INXS… Там очень мощная аура. Мы записывали материал в Лондоне, потому что хотели добиться некоего звука, некой энергии, которых мы не можем добиться здесь. Обычно, когда человек находится в другом пространстве и его окружают другие люди, другие профессионалы, другое оборудование — это дает очень мощный толчок.

Д. Ш. К сожалению, Тревор Хорн нас не продюсировал, но его харизма незримо присутствовала где-то в районе студии. Мне посчастливилось играть на рояле, на котором Фредди Меркьюри играл «Bohemian Rapsody». Можете себе представить, что со мной творилось!

Юрий Хусточка: А я сидел на диване, на котором Фредди сидел со своими дружками :)

— На каком сейчас этапе работа над альбомом, когда его можно будет услышать?

Л.Ф.: На Sarm East Studio мы записали все основные треки. Теперь в Киеве делаем все дополнительные записи — вокал, струнные, аранжировки.

Д.Ш.: В Лондоне мы старались накопить максимальное количество материала, чтобы вернувшись в Украину на своей студии разбираться с ним, доделывать песни. Всего у нас в работе 15 треков. Когда выйдет альбом, мы еще не можем сказать, так как мы хотим добиться максимального результата перед тем как издавать пластинку. Поэтому — как только, так и сразу!

— Какие песни войдут в альбом, будут ли в нем «Leave Us Alone» и «Machine», вышедшие на сингле?

Д.Ш.: Нам бы хотелось выдержать альбом в какой-то одной стилистике, потому что группа продолжает искать свое лицо и с каждым релизом к этой цели приближается. Альбом получается очень красивый, немного депрессивный или, точнее, меланхоличный. В него не очень вписываются песни более раннего периода, поэтому, наверное, там будут только новые песни.

— После хита «Журавли» все ждут от Луи песен на русском или на украинском, в новом альбоме такие будут?

Д.Ш.: У Луи нет выбора, поэтому придется за него ответить. Сейчас в России песня «Machine» занимает первые места в хит-парадах, и все требуют перевод. В данное время один человек в России переводит песню на русский, и скоро, я думаю, что-то в этом роде выйдет. Еще открою маленький секрет: в свое время мы сделали кавер на украинскую народную песню, он у нас есть в запасе, но мы никак не можем решиться ее выпустить. Кстати, песня называется «Гуцулка Ксеня». Скоро исполняется 100 лет этой песне, тогда может и стоит ее издать. Кроме того, у нас есть еще одна вещь на русском языке, она вошла в «Live at a Ring» (концертный альбом EE, выпущенный летом 2006-го. — прим. ред.). Называется она «Communist Manifestо», это такая ностальгическая композиция. Просто была лучезарная музыка, похожая на старые советские гимны, и Луи попросил, чтобы мы ему написали все советские термины, которые сможем вспомнить. Мы написали, а он из них сделал текст к этой музыке, получилось очень прикольно.

— Летом вы выпустили сингл «Василь Васильців». Несложно догадаться, кому она посвящена, и хотелось бы узнать, как вы относитесь к творчеству этого музыканта, как вы с ним познакомились? Потому что, я знаю, люди очень по-разному относятся к Василю и его музыке.

Д.Ш.: О Василе Васильциве мы узнали около года назад, когда наш звукооператор Андрей принес нам песню «Дякую, Руслано!». Собственно, тогда эта песня только появилась и была очень актуальна. Мы долго слушали и думали, что вряд ли человек мог это сделать искренне, наверное, это какой-то очень умелый стеб. Потом услышали еще несколько песен и решили найти их автора. И нашли, потому что Львов город небольшой, а такой талант как Василь Васильцив уже достаточно известен. То есть его почти не знают за пределами Львова, но там он собирает аншлаги. Василь с радостью откликнулся на наше предложение приехать в Киев пообщаться и, как ни странно, это произошло! Просто поначалу мы думали, что это мифический герой и глазам своим до конца не верили :) Но он оказался на удивление талантливым, умным и очень душевным молодым человеком 19-ти лет.

— Ваша песня «Василь Васильців» — это посвящение Василю, прикол или что-то еще?

Д.Ш.: Нельзя сказать, что у нас была цель придумать песню, которая прославляла бы Василя Васильцива. Просто у нас была репетиция, и вдруг появилась эта мелодия…

Ю.Х.: Мы закачали в компьютер на студии его музыку и сидели, слушали. Вдохновились и начали что-то играть. Это фактически был такой импульс. И в этом импульсе мы за час записали практически весь костяк песни.

Д.Ш.: Василь Васильцив сам по себе далеко не мейнстримовый артист — у него музыка, которая очень быстро цепляет, но которую довольно сложно поставить на радио. Но песня о нем у нас получилась довольно попсовая, это наверное наша самая попсовая песня на сегодняшний день. Вот что удивительно.

Л.Ф.: Я большой фанат Василя Васильцива, потому что я считаю, что он самый оригинальный и интересный музыкант в Украине на сегодняшний день.

Д.Ш.: это ты Миколайчука не слышал! (Андрий Миколайчук — автор популярного в конце 80- начале 90-х хита «Піду втоплюся у річці глибокій». — прим. ред.)

Л.Ф.: Василь Васильцив очень похож на Даниэля Джонстона (Daniel Johnston). Это культовый американский музыкант, и одна из причин, почему он стал культовым — это то, что его безграничным фэном был Курт Кобейн. Кобейн постоянно слушал его музыку, носил его футболки и т.д. И я считаю, что Василь Васильцив — культовая личность в Украине. Меня очень вдохновляет его музыка, ничего подобного здесь больше нет. У него такой уровень искренности, который, к сожалению, очень редко бывает у украинских исполнителей. Это человек, который живет, дышит и делает музыку ради музыки и жизни, у него нет каких-то циничных целей, и это очень приятно.

Д.Ш.: Когда мы спросили у него, как он пишет музыку, то он сказал «вот произойдет что-нибудь значимое в моей жизни, услышу новость или эмоция какая-нибудь произойдет — сразу пишу песню». И удивительно, что после возвращения из Киева он написал песню про нас. И мы сейчас думаем, что с ней делать, потому что песня, на наш взгляд, просто гениальная. Мы ее обязательно как-нибудь издадим.

Л.Ф.: Вообще это очень интересно, потому что в Америке в 20-х — 40-х годах была такая традиция — одна группа записывала песню другой, а те в свою очередь писали ответ. И у нас получилась такая же история — мы написали песню про Василя Васильцива, а он написал ответ.

Д.Ш.: Мы считаем, что этому человеку сам Бог дал стать культовой личностью, у него даже имя подходящее, потому что случайно такое не придумаешь. И мы будем этому содействовать. Что из этого получится, мы пока не знаем, но нам кажется, что он чрезвычайно талантлив.

— Еще на сингле есть клип «Василь Васильців», кто его снимал?

Л.Ф.: Режиссер клипа Илья Чичкан — один из самых скандальных и интересных украинских художников, он живет в Берлине и Киеве. Мы любим работать с художниками, это всегда интересно, поэтому доверили Чичкану сделать этот клип.

Ю.Х.: Вообще, клип «Василь Васильців» — это работа друзей. У нас не было идеи нанять какого-то дорогого режиссера и сделать коммерческий клип, просто собрались люди, которым было в кайф делать это видео. Нам помогала продакшн-компания Esse Group, которая нам сделала какие-то скидки, потому что им было интересно поучаствовать в разработке этого клипа.

Л.Ф.: Клип очень интересный, потому что Василь Васильцив присутствует в нем в виде куклы. Все происходит в квартире, где играет группа и живут куклы. И в этой параллельной кукольной жизни есть эротика, драки, очень много страсти, путешествия, героизм и всякие волшебные вещи. Василь Васильцив очень активный, он влюблен в одну девушку, которая в конце концов дарит ему ребенка — мини-Василя Васильцива. Ради своей возлюбленной он дерется с мышью, спасает ее из духовки… А мы на фоне этого играем музыку его жизни.

— Вы проводите акцию «квартирник» среди владельцев альбома «Live at a Ring», когда же станет известен победитель?

Д.Ш.: Скоро будет разрешение этого конкурса — розыгрыш состоится в конце сентября в эфире ТРК Украина. И в очень скором времени после розыгрыша произойдет квартирник, после того как мы обсудим со счастливым победителем дату, когда мы приедем к нему домой. Я думаю, что это будет довольно увлекательно. Мы надеемся, что победит кто-то из предельно интересного города, хорошо было бы, если бы это был не Киев.

— Год назад вы уже устраивали квартирник в Киеве, это после него родилась идея нынешней акции?

Д.Ш.: У прошлогоднего квартирника есть небольшая история. Его по своей инициативе организовал наш киевский фэн-клуб. Они сделали все в стиле детского сада — нам на входе выдавали манную кашу и т.д. и т.п. Очень душевно все было. Тогда еще не вышли ни «Leave us alone», ни «Machine», но мы их там исполняли. Поэтому нам идея квартирника, то есть выступления в каких-то узких кругах, очень близка. А этот конкурс разработал Денис Козловский из компании Clever Group, с которой мы сотрудничали по альбому «Live at a Ring». И мы эту идею поддержали двумя руками. Вообще, согласитесь, для Украины это странноватый PR. Хотя очень многие звезды первой величины в мире регулярно такие вещи устраивают, играют закрытые концерты для избранных членов фэн-клуба. Вот Моби, например, каждый год это делает.

— 4 сентября ЕЕ стукнуло два года. Как вы отмечали эту дату?

Д.Ш.: Мы пошли туда же, где сыграли первый концерт, то есть в «Квартиру Бабуин». К нам пришло несколько друзей. Все было очень душевно, с цветами, салатом «Оливье»…

Л.Ф.: …разбитыми пластмассовыми бутылками… Клуб был совершенно пустой, и кроме нас была только пара, которая отмечала дату своего знакомства. Они сидели через два столика от нас. Так что удивительно получилось.

— А чем запомнился первый концерт?

Ю.Х.: Дима излечился от малярии.

Д.Ш.: Я болел малярией, и специально для этого концерта вышел из больницы. Потом я еще лечился какой-то период времени, но именно после концерта дело пошло на поправку.

— Как участникам группы с названием "Esthetic Education", я не могу не задать вопрос о том, какую бы музыку вы ставили, будь у вас возможность проводить «образовательные» сеты? И не возникало ли идеи подиджействовать и тем самым провести работу по воспитанию хорошего вкуса у публики? Например, фронтмен московской панк-группы «Тараканы!» регулярно выступает aka DJ Spirin, крутит классику панка — Clash, Игги Поп, Ramones и т.д.

Л.Ф.: Я перечислил бы очень многих. Мне бы очень хотелось сделать двухчасовый сет Ramones, чтобы музыка играла очень громко, и люди вникали в это. Или я бы сделал ремикс Ramones и Kraftwerk. Было бы интересно — вжж, вжжж, пам-пам… (пытается изобразить, как звучали бы Ramones вперемешку с Kraftwerk).

Д.Ш.: У меня даже скоро будет такая возможность. Один мой друг открывает клуб в Киеве, и у него будет день рождения в конце октября, также как и у меня. И вот он предложил, чтобы мы там все вместе отметили день рождения, а я там был ди-джеем. Так что я сейчас в раздумьях, что делать. Наверное, это будет черная музыка 60-х, 70-х годов, ранний Майкл Джексон… Максимально сексуальная и не привязанная к мышлению музыка.

Ю.Х.: Я хотел бы крутить музыку в чил-ауте, в котором люди втыкают, отдыхают, сидят на диванах. Ставил бы какой-то трип-хоп, замучил бы всех Sigur Ros’ом. Конечно, хорошо было бы еще иметь возможность между Sigur Ros и Portishead вставить Dresden Dolls, например.

Д.Ш.: Я жалею, что в Украину совсем не приезжают черные акапельные женские коллективы. Вот я видел на Сигете одну такую американскую группу из пяти черных девушек. Мне кажется, они таким счастьем наполняют всех. Если бы можно было в Украину такую группу привезти — это было бы круто.

Наталья Тесля, @Music