Станіслав Полонський / Возвращение Станислава Полонского

В Днепропетровске «всплыли» считавшиеся уничтоженными фотоработы Станислава Полонского.

На заседании Днепропетровского фотоклуба случилась неожиданность: фотографы смогли подержать в руках оригиналы работ фотографа Станислава Полонского.

Станислав Полонский, опальный советский фотограф, работавший в 70-х на стыке репортажа и жанра, не был удобен благополучному брежневскому обществу. Был разгар застоя, и его фото выбивались из счастливой советской реальности. Люди на фотографиях не были похожи на строителей развитого социализма с партийными билетами в нагрудном кармане.

На фотографиях был совершенно другой мир, не похожий на передовицы «Правды» и «Огонька».

Это и стало его бедой — показать советскую жизнь «не как положено». Работы, не взирая на участие в выставках СССР и нескольких зарубежных, принимались в штыки. В изданиях — функционерами от идеологии, среди фотографов — фарисеями от фотографии. Он был черно-белой вороной, чуждой социалистическому режиму, социалистическому обществу, социалистическому искусству. Разброс мнений в то время был неширок — от тихго бойкота до почти что травли.

В Союзе у него шансов не было. Не было шансов и за границей — ни смотря на всю фронду он был продукт эпохи и среды, обычный совок. С приходом девяностых шансов не осталось вовсе — почва из-под ног ушла насовсем. Всё, что он имел — способность видеть что-то и пачку фотографий. Его история — печальная история невостребованного художника, попавшего не в свое время.

Долгое время его работы считались утраченными — Полонский оборвал все всязи с коллегами по ремеслу и исчез из их поля зрения.

Через несколько лет после его смерти работы внезапно нашлись, часть была опубликована в «Афише Днепропетровска», часть — на ресурсе «Арт-Вертеп», часть участвовала в выставке галереи «Сити-Арт».

После того, как 90 фотографий опубликовал российский «Фотолайн», на Полонского обратили внимание и в «родном» Днепропетровске.

На заседании фотоклуба теплые слова о фотографе сказали знавшие его фотохудожники Сергей Гуназа и Алескандр Фельдман, высоко оценил фотографии модный днепропетровский фотограф Игорь Спивак, представители одного из днепропетровских музеев заявили о намерении приобрести работы Полонского для пополнения фонда фотодокументов брежневской эпохи.

Таня Кох, журнал «Диоксин»