Увійти · Зареєструватися
 

Галереї

Потік Афіші Галереї Товари Інформація

Автори / Фестиваль Країна мрій / «Бабушкино масло»

Вторично, при еще большем наплыве публики, проведенный в Киеве фестиваль «Країна мрій» подтвердил, что фольклор стремительно утверждается в Украине в качестве музыкальной моды.

Украинская этническая музыка на наших просторах набирает обороты, что, в общем-то, отрадно: невозможно же бесконечно плясать под техно, оккупировавшее танцполы, или удовлетворяться пошловатым глянцевым эротизмом попсовиков. В клубах и на фестивальных сценах все чаще выступают рок-команды, в той или иной мере ориентированные на фолк. Множатся аутентичные коллективы, участниками которых становятся не только молодые профессиональные фольклористы, но и увлеченные этнической музыкой любители. Ныне эти вокальные и инструментальные «гурти» собирает под харизматическим знаменем своего имени Олег Скрипка. Именно он является вдохновителем и организатором цепи фестивальных акций под названием «Країна мрій», увенчивающихся трехдневным концертным марафоном на Певческом поле.

Впрочем, отдавая должное энтузиазму Скрипки, надо заметить, что пропаганду этномузыки лидер «ВВ» начинал не с кондачка. По сути, вся классическая украинская эстрада в той или иной мере проросла из народной песенно-романсовой лирики. Группа «Кобза», вводившая в состав традиционного ВИА народные инструменты, самобытное творчество Владимира Ивасюка, Назария Яремчука, трио Маренычей — вот лишь некоторые участки музыкального Клондайка, который периодически небезуспешно осваивает и нынешнее поколение. Вспомним, что гуцульским «Диким танцям» Русланы Лыжичко предшествовала блестящая стилизация украинской народной песни «Дикі гуси» Игоря Поклада, с которой певица завоевала Гран-при «Славянского базара» в Витебске. Отменно интерпретировала фольклор в «Русалках in da hause» Катя Chilly, удачно к этнике обращалась Росава. А недавний совместный сингл «Тартака» и «Свитязя» своим успехом больше обязан все-таки не «начитке» Сашка Положинского, а яркой, запоминающейся мелодии волынского дуэта.

Некоторые апеллирующие к фолку явления в современной рок-музыке можно рассматривать и как продолжение поисков украинского андерграунда. Примечательно, что ни «Брати Гадюкіни», ни «Плач Єремії», ни «Мертвий Півень», ни ряд других формаций, возникших на переломе 80-х-90-х годов, не делали реверансов в сторону фольклора, хотя их появление и совпало с романтическим подъемом, связанным с обретением Украиной государственной независимости. Но у андерграунда начала 90-х были иные задачи: он стремился выпеть, выговорить, выкричать бездонные глубины гигантского "Я", которое система вынудила принять форму слепка под названием «советский гражданин». Однако, исчерпав самое себя, "Я" обращается вовне. Под таким углом зрения становится понятным появление, например, этно-готических групп «Кому вниз» и «Вій», превращение «Актуса», игравшего разнообразную альтернативную музыку, в «Гайдамаков», которых критика именует нынче «этноцентристами». Жесткие хард-рокеры «ВВ» начинают перепевать свадебно-застольные хиты вроде «Їхали козаки із Дону додому» и «Горіла сосна», а также выдают на-гора образцовую по органичности синтеза фольклора и рока «Весну».

Многочисленные нынешние аутентичные группы ведут свою родословную от легендарного «Древа», впервые в Украине показавшего подлинный фольклор. И песни, и костюмы, привезенные участниками коллектива — учеными-фольклористами — из этнографических экспедиций, и манера пения, перенятая ими у деревенских людей, — все разительно отличалось от академического эрзаца, преподносимого официозными народными хорами и десятилетиями служившего основой представлений большинства слушателей о народной музыке. Наследники «Древа», возможно, не всегда скрупулезны в реконструкции фольклорных оригиналов, зато, в отличие от своих учителей, PR-ом которых есть разве что их доброе имя и авторитет в научных и артистических кругах, более гибки в вопросах промоушна. Они поддерживают связи с прессой и телевидением, охотнее экспериментируют (вспомним спектакли ансамбля «Божичи» и театрализованные выступления группы «Даха-Браха» в центре «ДАХ»), тянутся к раскрученным рок-именам. Для последних же в ситуации, когда изобрести что-то новое невероятно сложно, сама музыка, необычный исполнительский стиль, традиционные инструменты, которыми владеют молодые фольклористы, почти всегда становятся беспроигрышным средством обеспечить себе оригинальность звучания.

Однако и аутентичные коллективы зачастую умело используют находки своих рок-коллег. К примеру, музыканты формации «Карпатіянs», реставрируя в своих выступлениях подлинный фольклор, слегка ретушируют его ритм-секцией и гитарными риффами. В основном же группа использует традиционные инструменты, оригинальные мелодии и тексты, мастерски воссоздавая аутентичную манеру пения разных регионов. Такое решение можно считать стилистически наиболее здравым, и пока среди современных фольковых групп «Карпатіянs» выглядят наиболее концептуально целостно. Еще одна команда с ярко выраженной фольковой направленностью — «Гайдамаки», сумевшие в своих лучших композициях соединить рок-н-рольную гитарную тяжесть и жесткость вокала с духом народных мелодий. Правда, очевидны и некоторые парадоксы такого синтеза: музыканты стремятся к внеличному взгляду на проблемы, на которые рок-н-ролл обычно дает остро-личностную реакцию. Нетвердая грань между своим и общим у «Гайдамаков» выражается и в том, что аранжировки народных песен они называют «своей музыкой», а близкие к оригиналу парафразы народных текстов — «своими словами», что не совсем корректно. Речь, впрочем, не о том, кому принадлежит «патент на изобретение». Просто не хотелось бы, чтоб украинский фольклор служил нашей рок-музыке некоей экзотической приправой. Тем более, что редкие, интуитивно найденные образцы доказывают, что органично сосуществовать в музыке могут и, казалось бы, взаимоисключающие компоненты, как, к примеру, фолк с хард-роком у «ВВ» в «Полонине». Стоит упомянуть и об альбоме «Мандров» «Романсеро про ніжну королеву», стилизованные вальсики, полечки и задушевные песенки которого возникают как будто сами по себе из фирменного, по-камерному прозрачного саунда «Мандров», естественно сочетаясь с бардовскими интонациями музыки и текстов Фомы. Как знать, может быть, нашим музыкантам предстоит опровергнуть скептическую мысль Арнольда Шенберга, считавшего, что фольклор и профессиональная музыка смешиваются так же, как масло с водой?

Юлия Пальцевич

 
 

Додав Art-Vertep 14 липня 2005

Про автора

Міжнародний етнічний фестиваль "Країна мрій", м. Київ, Співоче поле. Ініціатор фестивалю - Олег Скрипка.

 

Коментарi

14 липня 2005
CAM

Українською, блін, УКРАЇНСЬКОЮ!!!!

15 липня 2005

САМ, вибач за інитмне питання - а ти не з Харкова?

16 липня 2005
CAM

Та ні, з Чикаго я.

Коментувати
 
 
 

Гостиница Днепропетровск |  Светильники Днепропетровск |  Рекламное агентство |  Сауны Днепропетровска