Увійти · Зареєструватися
 

Учасники

Потік Афіші Статті Інформація

Автори / Театр Чорний квадрат / Тайна «Черного квадрата» (Газета FREE)

Тайна «Черного квадрата»

«Импровизация — создание произведения в момент его исполнения»

Что скрыто в «Черном квадрате» Малевича? Какие бездонные глубины находит в этом странном, но бесспорном шедевре каждый из нас? То, каким предстает мир перед нашими глазами, зависит, прежде всего, не от объективной реальности, а от нас самих. Каждый художник рисует себя. А каждый зритель видит себя. И это замечательно, потому что духовно обогащается и творец, и творение, и ценитель.

И чем проще образ, тем он глубже и многослойнее. Лишь самые простые истины вечны, близки и понятны каждому, именно самые простые жизненные ситуации знакомы каждому не понаслышке и потому трогают сильнее всего, задевая тончайшие струнки души и навевая собственные воспоминания.

Ежедневные радости и разочарования, слова, поступки и образы, словно списанные с твоей собственной жизни — и вдруг на сцене. Хотя сцена ли этот десяток квадратных метров, когда на него ступает киевский театр-студия «Черный квадрат»? Кредо театра — импровизация. Они не играют, они просто действуют по обстоятельствам; на сцене — как в жизни: шутят и смеются, дурачатся и ссорятся, как будто нет перед ними огромного переполненного зала, где не то, что нет свободных мест — где люди готовы стоять в проходах, лишь бы увидеть, лишь бы не пропустить; где все как один замерли и, затаив дыхание, ловят каждое слово, каждый жест, каждый взгляд.

Импровизация вовсе не означает, что сценария нет вовсе. Иногда действительно в принципе нет, то есть прямо на сцене происходит игра в мафию. В огнях рампы уже не актеры, а просто игроки. Бесспорно, это зрелище, это нечто. Это действо, при чем, непредсказуемое — импровизация в лучшем виде. А иногда «Черный квадрат» представляет чуть ли не классические вещи: «Тамара и Демон» (авторское произведение ведущего актера театра Алексея Курилки по мотивам бессмертной поэмы Лермонтова), «Дредноуты» Евгения Гришковца, вариации на тему «Огней большого города» Чарли Чаплина — четко структурированные вещи со своими законами и требованиями, но при этом все настолько живо, во всем столько души, так непредсказуемо реально, что чувствуешь — этот жест, эти слова не отрепетированы, они, может, и вовсе не прописаны в сценарии, а родились прямо здесь и сейчас в контексте пьесы. Заранее оговорены только общее направление и ключевые моменты, а дальше… А дальше начинается чудо. Каждый раз заново, прямо у тебя на глазах и только для тебя рождается абсолютно новый самобытный спектакль. Он существует здесь и сейчас в масштабах реального времени, его никогда раньше не было и больше он не повторится. В следующий раз, когда в афише будет написано то же название, это будет уже совершенно другая, непохожая на эту, сегодняшнюю, вещь. Каждый раз — премьера. А бывает и так, что, выходя на сцену, актеры понятия не имеют, что им делать, какую тему развивать и кто бросит первую реплику. Может даже случится некоторая заминка, пауза… а зритель покорно ждет и роптать и не думает. Но вот завязался диалог, появилась зацепка, начал проявляться рисунок и понеслась… Это уже «чистая» импровизация — если в истории и были аналоги, то в нашей стране сегодня такого больше уж точно нет. И при этом так внезапно, из ничего рождающийся диалог никогда не остается пустой болтовней. Очень хорошо сказано в одном из отзывов зрителей (автор — Софья Казанская), размещенных на сайте театра-студии: зрители «Черного квадрата» — люди в основном молодые, молоды и актеры — «Молодые люди, но взрослые». С серьезными мировоззренческими позициями, зрелым пониманием жизни, представляющие нам со сцены далеко недетские темы в сногсшибательных диалогах. Такой глубине подачи и широте взглядов позавидует большинство академических театров, где усталые актеры бальзаковского возраста в «дедушкиных» костюмах играют заученные роли за смешную зарплату. Так и хочется вслед за Станиславским сказать: «Не верю».

А «Черному квадрату» веришь. Потому что не врут чьими-то, пусть красивыми, но чужими фразами. Потому что «живут» себя. А мы узнаем в них себя. Слепая девочка и трогательный алкоголик, представившийся богатым бизнесменом и продающий собственную квартиру, для того, чтобы добыть денег на операцию и вернуть ей зрение, на скамейке в «Сказках усталых городов» (сладко, чуть ли не приторно, идеализировано, сентиментально, просто «мыльно», но, елки-палки, плачешь, когда, прозрев, она его даже не узнает!); супружеская пара за романтическим ужином, решившая вопрос, кто будет спать у стеночки тем, что она его зарезала, а он ее пристрелил (и все же раненый дополз до стеночки); веселые ребята из рекламного агентства «Два пеликана», отправляющие «крышу» куда подальше с риском быть просто пристреленными (в лучшем случае); жена, провожающая мужа на работу, и муж, бьющийся в истерике из-за того, что она не так сказала «Пока», — это мы с вами. Это Мы. И не можем мы себя не узнать, как бы смешно ни выглядело все это со стороны — из зала. Смешно и легко — а под слоем юмора глубокие жизненные истины и правда о нас. Просто — проще не придумаешь. Прямо как черный квадрат на белой бумаге.

Во время спектакля непрерывно улыбаешься, часто хохочешь, под конец тихо сползаешь от смеха под стул. Такое легкое и светлое чувство… Только удивляешься про себя — это же надо как тонко подмечено! Уходишь с улыбкой на лице и крыльями за спиной. А потом мысленно возвращаешься к увиденному, прокручиваешь ролик памяти в голове и думаешь, думаешь… И не один день, и не один месяц будешь вспоминать фразы и сцены "от «Черного квадрата», и не год, и не два будет в твоей жизни путеводной звездой то, что увидел, почувствовал и понял в себе и в мире благодаря тому, что всего лишь час жили для тебя на сцене днепропетровского театра имени Горького несколько молодых ребят из Киева.

Елена Савельева,
Газета FREE ‘Апрель 2005 #11
International House Dnipropetrovsk

 
 

Додав Art-Vertep 22 лютого 2003

Про автора

 «Чёрный квадрат». Попытка осмысления. Говорят, театр начинается с вешалки. Очень даже может быть. Но этот театр начинается с лестницы. И не только потому, что вешалки, точнее, гардероба у него нет.

 
Коментувати
 
 
 

Гостиница Днепропетровск |  Светильники Днепропетровск |  Рекламное агентство |  Сауны Днепропетровска