Варужан Грачикович Айрапетян родился в 1966 году в селе Чартар,
Мартунинского района, Нагорно-Карабахского АО. Закончил Ереванский ХТУ по
специальности резчик по, дереву в
Живописные дарования художника Варужана Айрапетяна проявилось еще в школьные годы. В 1982 году, он участвует в художественной областной выставке школьников и его картина «Сбор винограда» получает первое место. Обучаясь древнему ремеслу предков - резьбе по дереву, Варужан продолжает работу над живописными произведениями. В 1985 году принимает участие в выставке самодеятельных художников, которая проводилась в городе Ереване, посвященной 40-летию Победы в Великой Отечественной Войне.
В годы учебы на архитектурном факультете ДИСИ был одним из лучшие студентов по дисциплине "живопись". Многие его академические работы хранятся в методическом фонде кафедры. Пытаясь детальнее познать закономерности цветовой композиции, занимался научно-исследовательской работой, результаты которой использовал в своих живописных произведениях. Знакомство с шедеврами мирового искусства не закончилось лекционными слайдами и репродукциями в учебниках, и монографиях. Варужан их изучал, воспринимая непосредственно в Армянской картинной галерее в Ереване, в Санкт-Петербургском Эрмитаже и музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве. Большое впечатление на художника произвели работы импрессионистов и постимпрессионистов, в особенности Огюста Ренуара и Винсента Ван Гога, а армянский художник Минас Аветисян стал путеводной звездой в творчестве Варужана.
Поиск средств художественной выразительности автором ведется в широком диапазоне: от беспредметной до классической живописи. С 1992 года в работах Варужана выкристаллизовывается свой язык (особый стиль), позволяющий узнавать его работы. Он свободно владеет колоритом, используя его с целью более глубокого раскрытия содержания произведения: лирический колорит в картине "Двое", драматический в картинах "Последний взгляд" и "Свечи", праздничный, веселый в картинах "Наша улица". "Чартар" и "Натюрморт с яблоками", "Родной мотив", "Золотая осень", "Пасха"; оттачивает образы до символического звучания.
Каждая работа автора - это попытка выразить свой внутренний мир, свое отношение к событиям и явлениям окружающей действительности, чуждая коньюктуре.
Доцент кафедры ИТА ПГАСА Н.Н.Протас