Автори / Олександр Любченко / «По крайней мере, в Украине не скучно»
Тем, что у нас есть музыкант подобного уровня, Днепропетровск воистину может гордиться. Александром Любченко восхищаются джазмены всей Европы, но известный маэстро остается в Украине: вдохновение и дух он не готов продать за заморские материальные ценности.
Концерт Александра Любченко, в дуете с еще одним нашим земляком а сейчас киевским коллегой Михаилом Крымовым, состоится в нашем городе уже 20 декабря. Организаторы этого события, агенция Арт-Вертеп, обещают, что этот концерт будет не простым - слушателей ждут сюрпризы. С целью приоткрыть завесу тайны мы обратились к самому виновнику торжества. Разговор о музыке все время перетекал в другие плоскости: социальные, моральные и политические. Александр Любченко оказался не просто уникальным музыкантом, а еще и интересным собеседником.
- Расскажите немного про концерт, который состоится в субботу.
- Основная фишка в том, что во время концерта будет происходить запись нашего нового альбома. Кроме того, это последний концерт на 6-струнной гитаре, дальше перейдем на семь струн. А вообще, как о музыке можно рассказать? Нужно прийти и послушать – крышу сорвет однозначно. Все люди, которые туда придут, будут соучастниками этого действа.
- Соучастниками?
- Естественно. Нет, на сцену никто выходить не будет, но слушатели создадут атмосферу.
- Как будет называться альбом?
- Понятия еще не имею. Это вообще – самое последнее. Главное, что там будут стоять наши фамилии: моя и Крымова.
- Давно вы познакомились с Михаилом Крымовым?
- В 1982 году. Мы успели сделать уже много совместных проектов. Я видел очень многих басменов мирового уровня, но наиболее комфортно играть с Крымовым. Этот человек десятилетия усиленно над собой работал и по моему глубокому убеждению это музыкант мирового уровня и мне очень приятно и интересно с ним сотрудничать. Он спокойно мог бы стать рядом со многими известными музыкантами, более того – многих «мегазвезд» даже озадачить. Украина должна гордиться такими людьми.
- Вы много выступали за границей: в России, Германии, Польше, Испании... – не было искушения перебраться в какую-то другую страну?
- Было, по дури, но Господь избавил. Отец Игорь Собко, в прошлом мой коллега, с которым мы начинали эту музыку, как-то сказал: «Вот переехал бы ты туда – ничего бы этого не было». Там все другое: и уклад жизни, и мозги совершенно иначе работают. А за границу я и так езжу. Понимаете, одно дело жить, а другое дело – приезжать туда, как звезда: тебя принимают, как придурка водят…
- А чем тут лучше жить?
- Всем. Самое главное – тут не скучно, уж точно не соскучишься. А там – скучно. Хотя есть хорошие люди. Там совершенно другая цивилизация. А когда я слышу «Мы в Европу», хочется добавить слово, которое рифмуется… Пусть они живут так, как считают нужным, только нам не мешают. Мы как-нибудь тут сами разберемся. Или мы, или наши дети… Как говорил один персонаж из «Бандитского Петербурга», «Им всем воздастся». У нас совсем другая цивилизация, более того – она намного мощней. Если говорить о духе, так там давно его нет.
- А в плане развития? У нас наверное меньше возможностей?
- Это все довольно относительные вещи. Благополучие и спокойствие тоже развращают художника. Надо быть довольно выдающейся личностью, чтобы абстрагироваться от этого. Я таких людей там встречал, но это местные люди. Они прекрасно все понимают, а я там пришелец, со своими какими-то заморочками. Как говорят, со своими заморочками в чужой монастырь не суйся. Иностранец до конца своих дней все равно там будет чужой, даже при полном финансовом благополучии, а это далеко не самое главное. Художник должен творить. Знаете например, что Сергей Рахманинов, пребывая в Америке, не написал ни одной пьески? Да, он там прекрасно прожил до конца своих дней. Но он ничего не создал. Все, что он создал – родилось у него дома.
- Но есть другие примеры. Например, Иосиф Бродский…
- Бродский что здесь бред писал, что там – какая разница? Это ж люди без роду, без племени. Он здесь был чужой и там был чужой для многих. Это не пример. Есенин же мог жить припеваючи в Соединенных штатах, но он вернулся. И многие вернулись – они не смогли там творить, при полном материальном благополучии.
Но мы отошли от темы, давайте говорить о музыке.
- Но ведь вашим слушателям тоже интересно, что вы за человек и какие у вас взгляды на жизнь…
- Меня в студенческие годы всегда умиляло, когда преподаватель говорил: что думал художник, что он под этим подозревал и прочие все эти глупости. Это же бред! Художник сам может до конца не знать, что он вообще думал и думал ли он вообще в данный момент. Это мифы. Сколько есть потрясающих мастеров, а копнешь, что же он за человек, а там… мама родная! Как правило, художником кто-то руководит, из высших сил.
- То есть если вы уважаете чье-то искусство, а потом знакомитесь с его автором и он оказывается сволочем, вас это не разочаровывает?
- На определенном этапе, когда я был молодым человеком, меня это интересовало. А потом я понял, что когда вы воспринимаете человека, как художника, то что там за кулисами – это не должно интересовать. А сейчас в газетенках и журналах такое плетут… Кто с кем, где, когда, во что он или она одеты… Подождите, ребята, а о музыке там хоть что-нибудь есть? Это клиническое явление. Самое главное – кто ты вообще, что ты за мастер.
- Но личность автора накладывает же какой-то отпечаток на его творчество?
- Это очень сомнительный момент.
- Но ведь если человек агрессивный по жизни, вряд ли он будет нести позитив в своих произведениях…
- Если исходить из этого постулата, то практически всю маскультуру нужно закрыть, потому что она агрессивна вся по сути. Иногда закулисный этот мир вызывает действительно сожаление. Но это мастера, значит что-то в момент творчества происходит, что человек становится другим. То ли здесь в творчестве это он, а в быту – нечто другое, то ли наоборот.
- А вы такой же на сцене, как и в жизни?
- Понятия не имею. Я вообще над этим не задумываюсь. У одного знаменитого человека на могиле написана потрясающая фраза: «Он старался». Вот нужно стараться и может быть что-то получится.
- Давайте все-таки о музыке. У ваших слушателей, людей, которые любят джаз, есть какая-то характерная черта?
- Я бы так не конкретизировал то, чем занимаюсь, потому что это значительно шире. В моей музыке очень много от этники… Что такое джаз? Это просто слово, но если копнуть – в нем столько разных течений и направлений, что ни один критик все их до конца не знает. Точно так же с академической музыкой или фолком. Для начала нужно спросить: чей фолк? То же с этнической музыкой – важно чья она. А «этника» - это просто слово. Это даже не определение. Я к музыке отношусь совершенно иначе, чем говорят и пишут. Для меня это нечто совсем другое.
- Это стиль жизни?
- Да. Просто через музыку ты выражаешь свое видение вообще: или момента, или отрезка времени. Как ты это понимаешь. Это не значит, что это так – это просто твое личное видение. И если ты можешь это состояние передавать, тогда можешь претендовать на звание мастера. Потому что остальное все – это просто ремесло. В лучшем случае – хорошее.
- А публика всегда воспринимает это так, как вы пытаетесь донести?
- Да, я это вижу. Если все делать честно, с достаточной долей мастерства… Без мастерства вообще не о чем говорить, сколько бы ни было вложено денег. Без мастерства это просто обычный лохотрон по выбиванию денег. Есть казино, а есть вот это… Приходят мальчики, девочки, на них обрушивают вот этот ком дерьма, и они в нем купаются, заплатив за это иногда серьезные деньги.
- А если им это нравится?
- Это их проблемы. Ими просто манипулируют умные дяди и тети, которые знают законы управления людьми, знают, как что обстоит. Если эти мальчики и девочки этого не знают – это их проблемы, они «попали». И если они из этого не выкарабкаются, то они будут «попадать» до конца своих дней.
- Как сделать, чтобы не «попасть»?
- Надо обладать знаниями. Нужно искать. Сейчас, слава Богу, это не проблема – было бы только желание. Если ты стоишь на камне, знаешь, кто ты, какая шкала ценностей у твоей цивилизации, то у тебя шансов не быть обманутым значительно больше.
- Расскажите про свои музыкальные инструменты.
- У меня все инструменты, мягко говоря, неплохие. Чем лучше мастер, тем более высшего класса у него должен быть инструмент. Если ты очень высокий мастер, ты конечно блестяще можешь сыграть на дровах, но эффекта такого не будет, как если ты сыграешь на инструменте, который соответствует твоему статусу. Просто дрова не в состоянии передать то, что ты хочешь. В то же время, музыка – это прежде всего звук. И у тебя могут быть потрясающие инструменты, но если в зале будет сидеть урод, одним поворотом ручки он может все свести на ноль. Я имею ввиду звукорежиссера. Есть конечно люди с хорошим вкусом и хорошими ушами, которые знают, как все должно звучать. Но попадаются и жутковатые картины.
- Где вы заказываете свои инструменты и кто их для вас делает?
- Сейчас для меня делают один новый инструмент, в феврале он будет закончен. Между собой мы его называем «космический корабль». Видов гитар огромное множество, но этот инструмент универсальный, на котором можно играть все. Инструмент делает фирма AVAKS, которая находится в Киеве, это так называемый custom shop. А второй инструмент делает харьковский мастер Александр Момот. В нем будет стоять уникальный звукосниматель, который делала под заказ специально для меня американская фирма Kent Armstrong. При заказе сотрудник AVAKSа скинул ссылку на мою страницу на сайте Арт-Вертепа и уже через 25 минут они ответили, что сделают этот инструмент для меня, еще и сумасшедшую скидку предложили, а цены там не детские. То есть этому американцу хватило и 25 минут, а Украине не хватило и 25 лет, чтобы понять, кто здесь живет. И так думаю, что и не поймут – но я не сильно переживаю по этому поводу.
- Вы недавно вернулись с гитарного фестиваля в Белоруссии. Расскажите о нем.
- Когда я там находился, постоянно крутилась одна мысль - Днепропетровск был первым городом в Советском Союзе, где начали проводиться фестивали гитарной музыки такого вот уровня. Куда это все делось? Почему при «совке» это можно было, а сейчас уже никому не нужно?
Но вернемся к Белоруссии. Фестиваль проходил в Минске. Все было организовано просто шикарно. Я не знаю, возможно ли здесь что-нибудь подобное. Просто поразила чистота. Публика была в основном от 18 до 25 и я сразу обратил внимание, как они выглядят и как они себя ведут: никаких «ментов», никакой охраны… Я ни разу не слышал, чтобы у них не то что матюки проскакивали, а даже на нервно-повышенных интонациях никто не разговаривал.
- Почему у нас так? Менталитет такой?
- Нет. Менталитет у нас одинаковый. Просто рыба откуда гниет? С головы. А если голова еще и не своя, то все гниет еще быстрее.
- Но мы же сами их выбирали.
- Да кто там выбирал? Разве есть выбор? Это просто высокооплачиваемые актеры, которые ничего не решают.
- Где же тогда выход?
- Как говорили суфии, выход – там где вход.
Концерт Александра Любченко и Михаила Крымова состоится 20 декабря в 20:00 в Доме Культуры «Coffee Room» (ул. Гопнер, 4а, 3-й этаж).
Татьяна Гонченко, «Лица»
Додав Art-Vertep 17 грудня 2008
Про автора
ЕСЛИ ВЫ ЗАШЛИ НА МОЮ СТРАНИЦУ, ВАМ ОПРЕДЕЛЕННО НУЖНА МОЯ ГИТАРНАЯ ШКОЛА. ЗВОНИТЕ: +38 066 272-26-24 Організація концертів - +3 8 066 272-26-24.
Сволочь - это не ОН, а ОНА.