Автори / Aрсен (SenYa) Кривенко / «Грязь и мудрость» рок-фестиваля «Старе Місто» 2009
Львовщина в этому году решила доказать всей Украине свой европейский статус, запланировав на лето беспрецедентные (для львовщины в отдельности и для Украины в целом) по составу этно-рок фестивали международного размаха:
* 29 июня – фестиваль «Старе Місто» (приглашенные гости: Korpiklaani (Финляндия), Сплин (Россия), Гоголь Борделло (США);
* 10-12 июля - фестиваль «Fort.missia» (экспериментальный и нестандартный литературно-перфоменсно-музыкальный фестиваль на украино-польской границе);
* 24-26 июля этнофестиваль «Під Камінь» (состав в основном украинский, но должны присутствовать и гости из братской Белоруси);
* 31 июля — 2 августа — Svirzh World Music Festival 2009 (заявлены: Сезария Эвора (Кабо-Верде), Нино Катамадзе (Грузия), Zdob Si Zdub (Молдова), Klezmatics (США), Cankisou (Чехия), Пелагея (Россия), Энвер Измайлов);
* 1-2 августа 2009 - фестиваль «Славське-рок 2009» ( заявлены: Officer I am High (Германия), MAMASWEED (Германия), Strajk (Польша), NRM (Белоруссия), Screampiece (Латвия), Czerwone Gitary (Польша, оказывается они ещё живы :)).
Этот факт, бесспорно, не может не радовать: приятно, когда люди вместо того чтобы планировать свои отпуска, занимаются организаторством и финансированием прекрасных фестивалей, вкладывая в это свою душу. Фестиваль “Старе Місто” стал первым из них. Можно с уверенностью сказать, что этот первый «блин», несмотря на все недочёты, не стал «комом». Конечно, это не Вудсток и не Сигети, но ведь и они не были совершенством поначалу. Начну с «Мудрости» фестиваля, потому что её бесспорно больше. Думаю, главное в организации любого фестиваля – это даже не состав, а качество звука. Помнится, даже такие монстры музыки как Exploited на фестивале Чайка в Киеве звучали хреново. Конечно, это не умерило любовь фанов к легендарным панкам, но престижа не прибавило. Так, первой «мудростью» стал качественный ЗВУК. Не у всех он звучал одинаково гладко, но, наверно, тот кто хотел звучать хорошо – звучал. Второй «мудростью» стал состав выступающих, который отличился скорее качеством, а не количеством. Хедлайнером стали Гоголь Борделло – мультинациональные этно-панки, любимцы публики, в том числе Луизы Вероники Чикконе. Понятное дело, что это были первые концерты во Львове и для Гоголей, и для Сплина, и для Korpiklaani. Третьей «мудростью» была умеренная политика в отношении цен, которая позволила всем желающим попасть на концерт, согласитесь – 120,00 грн. за фан-зону – не бешеные деньги, а 40,00 грн. за простой билет – так это просто даром. Четвёртая «мудрость» – это безусловно, сама публика, которая всё-таки доказала свой европейский менталитет и вела себя весело и развязно, но не агрессивно. Пятой «мудростью», которая пересекается всё- таки с «грязью», стала «любимая» львовская проблема – WC. Спасибо за то, что туалеты были, но почему же их было так мало?! Ведь это пивной фестиваль: пиво также легко входит в организм, как и выходит. Думаю, вменяемость и адекватность органов охраны и правопорядка – это ещё одна «мудрость» любого фестиваля. Чтобы немножко разбавить дёгтем эту бочку меда, назову пару минусов и недочётов, которые, я думаю, организаторы уже сами поняли и учтут в следующий раз. Первым минусом, незаметным для обычной публики и очень прочувствованным для представителей медиа, стал вопрос аккредитации и всё, что за ним последовало. Большое спасибо за саму аккредитацию, но была заметна безынициативность с какой это всё проходило. Собственно, отсутствие небольшого клочка земли для фотографов, очень удивило всех и поставило крест на многих хороших фотографиях, потому как ряд папарацци обломались лезть в толпу со своими недешевыми камерами. Ещё одним недочётом, как по мне, стало отсутствие нормальной пищи. Вопрос с едой надо было поставить серьёзней, учитывая, что фестиваль проводился целый день. Но все эти минусы, конечно, ерунда по сравнению с фактом состоявшегося очень хорошего фестиваля.
Теперь пару слов о выступающих.
«МedHeadsXL» - говорить про эту команду я могу долго и не всегда лестно, но в этот раз они действительно меня порадовали, да и не только меня – они завели всех. Молодчаги просто! Да, «Мed Heads XL», по сравнению со старым «Мed Heads» - это коммерческий проект, да, Вадим Красноокий устал быть флагманом украинского рокабилли и задумался о том, что рокабиллы в нашей стране деньги не зарабатывают, даже такие хорошие как они. Ещё много чего можно закинуть в их огород, но нельзя отрицать тот факт, что ребята делают хорошую, приятную, интеллигентную и очень позитивную музыку, которую хоть и с большой натяжкой, но можно назвать SKA. Кстати, именно там, во Львове, сразу после Киева, состоялась презентация их нового проекта УКРАЇН'SKA. Это SKA-обработки украинских народных песен. Идея предельно проста – берём известную украинскую песню, играем её с гитарами и дудками, поём, танцуем и, естественно, с нами подпевает если и не вся страна, так весь стадион однозначно. И сразу всем становится немыслимо легко и хорошо: музыкантам – их любят и слушают, украинской песне – её помнят и поют, публике – она поёт, танцует и чувствует себя частью своей культуры. Вот такие они хитрые, но добрые и открытые «МedHeadsXL».
«Гайдамаки» - новоявленные джедаи украинской сцены, они и “правдиві воїни світла”, і “українська даб-машина”, і “козацька система”....). Как только они себя не называют, как только себя не любят и не хвалят, думаю у Ярмолы скоро культ себя прогрессирует в комплекс Мессии, и он возьмёт посох и поведёт верных фанатов через Днепр к священной горе Говерла, куда взберётся, пробудет там в гопак-медитации и вернется с учением, написанном на больших шматах сала.Это всё только присказка, а сказка в том, что «Гайдамаки», завоевав народную любовь и известность, выдохлись в музыкальном плане. Думаю, всему виной мания величия Ярмолы и желание затмить популярность ВВ. Последние на сегодняшний день тоже из себя мало что представляют, но период их взлёта был куда больше чем у Гайдамаков. Так или иначе, выскажу свое субъективное мнение, что композиции из первых трёх альбомов («Гайдамаки», «Богуслав», «Переверзії») «Гайдамаков» намного сильнее, качественнее, больше заряжены положительной энергией, а главное – любимы публикой, по сравнению с песнями из последнего альбома со слишком претензионным названием «Кобзар». Сие выступление очередной раз это доказало: народ подпевал, прыгал и танцевал только под старые песни (которые музыканты почему-то тоже выпустили в новой и худшей обработке), а новые (хотя не такие уже они и новые, альбом-то 2008 года, и, если бы он полюбился, то и тексты бы выучили и ритмы бы запомнили) воспринимались холоднее и спокойней. К сожалению, именно старых песен был очень мало, а пафоса у Ярмолы очень много, поэтому выступление «Гайдамков» в этот раз оставило не самые радужные воспоминания.
«Korpiklaani» - забавные финские бородачи, любители пива, кожи и оленьих рогов. Очень позитивные чуваки, которых, к сожалению, удалось мало послушать. Причиной стала пресс-конференция Евгения Гудзя, которую почему-то решено было провести как раз во время выступления друзей из братской Финляндии. Возникает вопрос: или это из-за неуважения к финнам, или из-за нелюбви к журналистам. Так или иначе, удалось послушать буквально 3-4 финальных песни финов, которые, прямо скажем, рвали украинскую публику на кельтский крест. Вечно улыбающийся седобородый Йаркко Аалтонен (так зовут этого чувака, если Гугл нам не врёт :) просто заворожил всех своей харизмой, а вокалист Йонне Ярвеля заставил понервничать охрану, когда слез со сцены и метнулся к толпе обмениваться рукопожатиями и хорошим настроением. Korpiklaani – это дикая смесь хеви-металических рифов и народной финской музыки, облачённая в красивую и красочную форму. Для того, чтобы понять, как выглядит выступление финнов (для тех, кто не был на фестивале) – введите на YouTubeісто». Korpiklaani, смотрите и кусайте локти, что не попали на их живое выступление на сцене фестиваля «Старе Місто».
«Сплин» - думаю, большинство представительниц слабого пола пришли именно на их выступление. Как только Сплин сменили Korpiklaani на сцене, значительная часть мужской публики оторвалась от заградительных турникетов перед сценой и пошла заправляться пивом, в то время как их место заняли девушки всех мастей и расцветок. Саша Васильев был как всегда улыбчив и красив, несмотря на слегка потрёпанный вид, который не так заметен с экрана телевизора. Ну да, решили мы, дядька поди не новый, в этому году ему будет 40-ник, но всё-равно, чертяка, хорош, обаятелен и красив. Несмотря на не самый богатый запас веселых танцевальных композиций в фонотеке Сплина, именно на концертах они умудряются выложить все песни так, что возникают только добрые и веселые эмоции и никакого сплина. Со сцены звучали как новые, так и старые песни, но старые, понятное дело воспринимались толпой в истеричном крике «АААААААААААААААА!» Да, были песни и про суицидальную девочку, и про то, как обязательно нужно проснуться в постели, ибо скоро рассвет, и про Феллини, и про сердце, и про новых людей, и про встретимся завтра и ещё много чего хорошего. Закончилось выступление песней «Мы сидели и курили», такая себе пропаганда нездорового образа жизни, которая когда-то стала саундтреком к любимому мультфильму «Магазинчик Бо».
«Воплі Відоплясова» - мастодонты украинской рок-сцены, которые никак не хотят пойти на пенсию, хотя, судя по последним записям, уже давно пора. Ну кто назовёт хоть одну хитовую и достойную песню из их последних альбомов «Були деньки» и «Ладо»? Вот так и выезжают они на старых и, конечно, любимых старых песнях на каждом концерте, потому как порох в пороховницах закончился, а ягоды в ягодицах ещё остались. И в этот раз они играли «Галю», «Були на селі», «Весна» и пр. Как говорится, «Старый музыкант сцену не испортит, но и нового ничего не скажет» (данное изречение не относится к таким метрам как Игги Поп, Том Вейтс, Ник Кейв и пр.)
«GogolBordello» - главная изюминка фестиваля, хедлайнеры и музыканты с международным именем, мультинациональная солянка, которая делает свою, непохожую ни на что музыку. И хотя лидером группы является Евгений Гудзь – украинский эмигрант с цыганскими корнями, группа впервые за свою историю выступает на большой сцене в Украине. Говорят, что на заре своей карьеры они были в Киеве, но это был маленький клубный концерт. Трудно сказать, тянуло ли Гудзя выступать на Родине, с его слов он выступает там, куда его приглашают, то есть вполне вероятно, не пригласи организаторы Гоголь Борделло на фестиваль, массовая публика так бы и их и не увидела. Возможно, мне показалось, но на пресс-конференции Гудзь вёл себя пафосно и надменно, чувствовались задатки звёздной болезни и общение в высших кругах американского музыкального Олимпа. В любом случае ему нужно отдать должное как человеку, который сделал себя сам. Долгие приготовления перед их выступлением увенчались качественным звуком и безумной отдачей. Публика максимально сплотилась возле сцены и понеслось… Любимые песни звучали одна за другой, недавая возможности фанам передохнуть: «Sally», «Not a Crime», «Immigrant Punk», «Oh No», «Think Locally Fuck Globally», «Start Wearing Purple», «WonderlustKing», «Zina-Marina», «Alcohol», «Suddenly… (I Miss Carpaty)», «Super Taranta!» иещёмноговсего. Это было дико, безумно, кайфово. Гудзь под гитарку даже спел народную украинскую песню «Тече вода каламутна».
Всё было так, как должно было быть, и даже лучше. Мне трудно представить концерт, который бы я ждал больше этого, но рано или поздно всё заканчивается, закончился и он, оставляя за собой усталость во всех частях тела, пластиковую тару на поле, промокшую от пота одежду, сотни тысяч положительных эмоций и веру в то, что несмотря на глобальную политическую и экономическую жопу в Украине – добро всегда побеждает зло, а рок-музыка попсу!
Посмотреть фотографии можно тут: http://diyclab.moy.su/photo/78
>Додав DIYclab 05 липня 2009
Про автора
Немного журналист, немного алкоголик, немного фотограф, немного панк, немного романтик, а в целом, противоречивое созданье, которое ищет зерно истины. Рождённый чтобы бежать, пить и вносить смуту в квадратные головы серого общества.
не дивлячись на деякий суб`єктивізЬм в оцінках (що природньо загалом-то), на диво правильно написано. :)